СМИ об РЖД

Экспортеры просят выдать льгот "на-гора"

Угольные компании добиваются от ОАО "РЖД" скидок на перевозки

Угольные компании на фоне резкого падения цен на уголь в Европе собираются попросить скидку 12,8% к железнодорожному тарифу при погрузке в направлении портов Северо-Запада РФ. По данным "Ъ", ОАО "РЖД" готово идти навстречу, только если скидки дадут также операторы вагонов и стивидоры. Операторы же отмечают, что в период роста цены на уголь угольщики почему-то не настаивали на повышении цены аренды вагонов. При этом, по мнению участников рынка и экспертов, даже в текущей ситуации рентабельность у угольных компаний, обладающих своей перевалкой и вагонным парком, радикально отличается от положения тех, кто им не владеет.

22 апреля состоялось совещание у губернатора Кузбасса Сергея Цивилева, возглавляющего рабочую группу Госсовета РФ по направлению "Энергетик а", о ситуации на угольном рынке. Участники – угольные компании, ОАО "РЖД", железнодорожные операторы и стивидоры – обсуждали тарифы на транспортировку угля в свете падения его рентабельности. Изначально, рассказывают собеседники "Ъ", угольщики хотели добиться отмены введенных с этого года надбавок к тарифам – на 8% при поставках на экспорт и 6% на порожний пробег. В итоге компании решили попросить ОАО "РЖД" лишь предоставить скидку на экспортные перевозки угля в порты Северо-Запада РФ в 12,8%.

"Цены на энергетический уголь снизились с начала года почти на 30% на базисе доставки в Европу (CIF ARA), – говорят аналитики "ВТБ Капитала". – Китай ввел ограничения на импорт угля, в основном из Австралии (импорт упал на 20% в декабре-феврале), и экспортеры лишние объемы постарались перенаправить в Европу". Цена угля на европейском рынке (CIF ARA, 6000 ккал) упала до уровня $52 за тонну 3 апреля, говорит руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. В марте погрузка угля ОАО "РЖД" выросла лишь на 0,6% против 8% годом ранее. Основной экспорт идет в восточном направлении, где инфраструктура перегружена, а цены сохраняют привлекательность, а экспортные перевозки в адрес портов Северо-Запада в этом году падают. РБК писал о том, что вопрос о скидках на перевозку угля вынесен на уровень Минэнерго.

В ОАО "РЖД" от комментариев отказались.

По словам одного из участников совещания, представитель ОАО "РЖД" говорил, что если давать скидки на уголь на Запад, то придется ограничить инвестиции в Восточный полигон.

Другой источник "Ъ" говорит, что монополия не готова давать скидки одна – только при наличии схожей позиции у операторов и стивидоров. Операторы, говорит источник "Ъ", объясняли на совещании высокие цены на предоставление полувагонов дороговизной колес и комплектующих (см. "Ъ" от 7 марта), а также ростом платы за порожний пробег. Источник среди операторов говорит, что угольщики действительно сейчас на некоторых направлениях работают "в ноль". Однако, напоминает он, летом-осенью 2016 года при низких ценах на уголь компании писали во все инстанции, что не могут платить за полувагоны столько же, сколько щебеночники. Конъюнктура поменялась, и такие письма стали писать щебеночники. "Когда в 2016-2017 годах индексы росли, угольщики почему-то не поспешили прийти к операторам с предложением поднять цены на предоставление вагонов", – говорит другой собеседник "Ъ".

Источник, знакомый с ходом совещания, отмечает, что ситуация в угольных компаниях очень разная: у одних есть кэптивный парк, закрывающий все потребности в перевозке, а также собственные стивидорные мощности, а у других - только добывающие активы. Соответственно, себестоимость перевозки кратно отличается, и скидку давать надо как раз тем грузоотправителям, у которых перевозочных мощностей нет. Также, говорит он, на ОАО "РЖД" приходится около трети транспортных издержек, но скидки почему-то требуют только с него.

"Полная себестоимость на базисе FOB в портах Дальнего Востока составляет, по нашей оценке, около $70 за тонну угля, где транспортировка составляет около 45-50%, – говорит Борис Красноженов. - При текущих ценах производители сохраняют приемлемый уровень рентабельности". Однако продажи на европейском рынке уже становятся убыточными, согласен аналитик. В "ВТБ Капитале" отмечают, что пока снижения перевалки угля в портах Северо-Запада не видно. В средне и долгосрочной перспективе, если цены останутся низкими, снижение экспорта возможно, как это было в 2015 году. "По нашим оценкам, при ценах ниже $60 за тонну экспортные поставки из РФ станут убыточными, потребуется снижение железнодорожных расходов для поддержания объемов", – говорят аналитики.


Адрес страницы в сети Интернет:  https://press.rzd.ruhttps://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=307567&print=1

screenRenderTime=1