СМИ об РЖД

17.04.2002Радиостанция "Подмосковье"

Наука, практика, результат

Ведущая Раиса Шевченко.
      Ведущий: Сегодня мы вас познакомим с новыми разработками Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения РФ. Особая роль специалистами института уделяется вопросам обеспечения эпидемиологической безопасности пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, освоению новых отечественных материалов в вагоностроении. Рассказывает заведующая лабораторией института, доктор медицинских наук Валентина Алексеевна Полякова.
     Валентина Полякова: Мы - единственный институт, который был и в Советском Союзе, мы подчиняемся Департаменту здравоохранения в составе МПС России и решаем все вопросы гигиенического обеспечения пассажирских перевозок, вопросы гигиены трудовых процессов, вопросы эпидемиологии, широкие вопросы медико-биологического обеспечения наших объектов, полное решение вопросов по обеспечению эпидемиологической безопасности пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
     Ведущий: Так и хочется спросить, цены на билеты растут, а вот по поводу гигиены, наверное, вопросов много. И поэтому сотрудники Научно-исследовательского института вашего, и в частности ваша лаборатория, стараются своими разработками как-то действительно сделать поездку приятной для пассажиров.
     Валентина Полякова: Все начинается с изготовления новых вагонов, к которым предъявляются определенные гигиенические критерии. Вот разработкой этих критериев занимается наш институт. И не только разрабатывает эти критерии, их научно обосновывая, но и решает вопросы с вагоностроительными заводами для того, чтобы при постройке новых вагонов эти критерии внедрялись. И в частности, за последние, может быть, пять-шесть лет достигнута очень большая интенсивность внедрения гигиенических разработок, повысилась конкуренция между заводами и между странами, наверное, за рынок. И это обеспечивает более быстрый темп внедрения новых разработок.
     В частности, резко повышены и улучшены показатели состояния воздушной среды в пассажирских вагонах за счет предъявления и реализации новых требований в системе вентиляции и кондиционирования воздуха. Много решено вопросов по улучшению эргономического обеспечения кресел, полок, планировки помещений, по внедрению новых мебельных материалов с улучшенными гигиеническими показателями.
     Ведущий: К примеру?
     Валентина Полякова: У нас разрабатываются ткани, которые обладают грязеводоотталкивающими свойствами, антимикробными свойствами. Но, безусловно, первое свойство - это пожарная безопасность. Фирма КОДАКТЕКС поставляет ткани для обивки кресел и спальных полок. У нас введены вагоны разной классности и в зависимости от категории классности применяются различного вида мебельные ткани для отделки, что значительно улучшает и дизайн, и комфортность проезда.
     Ведущий: Это экспериментальная партия или уже серийное...
     Валентина Полякова: Это серийно изготовляемые партии, они внедрены.
     Ведущий: Можно уже в вагоне их увидеть?
     Валентина Полякова: Да, на новых вагонах полностью внедрены. В частности, вот Тверской вагоностроительный завод очень активно внедряет все разработки института. Кроме того, учитывая сложную эпидемиологическую обстановку, предлагаются комплекты одноразового белья. На них выданы гигиенические сертификаты Департамента здравоохранения МПС. Они прошли аллергодерматологические испытания в институте. Их одноразовое применение обеспечивает надежную защиту от инфекции.
     Ведущий: Это тоже серийное производство?
     Валентина Полякова: Это тоже серийное производство.
     Ведущий: Где применяется сейчас, на каких маршрутах?
     Валентина Полякова: Предлагается заводам. Сейчас же дороги сами закупают. Вот Московская дорога очень много закупала разных постельных принадлежностей, Сибирское управление. То есть мы выдаем путевку в жизнь, дальше уже фирма едет и решает вопросы приобретения. Но во всяком случае, это все пошло на внедрение. Сейчас в связи с распадом СССР хлопок и вата стали зарубежным сырьем, которое приобретается на валюту...
     Ведущий: Дорогое сырье.
     Валентина Полякова: Поэтому совместно с Текстильным институтом разработаны новые наполнители для матрасов из отечественного сырья. Это полушерстяная чесальная ватка, это тоже серийное производство, широко применяется в пассажирских вагонах. Эти матрасы в два раза легче, чем ватные, обладают антисволакивающими свойствами, более удобны в использовании как для пассажиров, так и для проводников, которые экипируют.
     Вот можно посмотреть одну разновидность матрасов. Матрас стоит этот 220 рублей, из отечественного сырья, с соответствующими пожарными характеристиками, которые особенно строго предъявляются для пассажирских вагонов.
     Сечас требуют решения воросы обеспечения пассажирские объекты качественной питьевой водой. Оцениваются различные устройства для вторичного обеззараживания воды, что необходимо в пассажирских вагонах.
     Ведущий: А по вопросам кондиционирования?
     Валентина Полякова: Техническое обеспечение вопросов кондиционирования воздуха решает Институт железнодорожного транспорта, технический институт, с которым мы работам в самом тесном контакте. Делаются новые образцы, которые гигиеническую проверку проходят специалистами нашего института. Все гигиеническое сертифицирование в вопросах подвижного состава и объектов идет через Институт железнодорожной гигиены.
     Ведущий: Вам приходилось самой путешествовать? И вы уже как специалист, понимающий вашу главную задачу, наверное, очень близко к сердцу принимаете те негативные факты, которые встречаются при путешествии в тот или иной регион России или даже в страны СНГ.
     Валентина Полякова: Безусловно. Ведь сотрудники института являются не только специалистами института, но потенциальными пассажирами. И все эти вопросы для нас очень актуальны. Недавно институт выступил с инициативой внедрения замкнутых систем сбора канализационных стоков, которые позволяли бы пользоваться туалетом не только в пути следования, но и на стоянках, были бы более улучшенной планировки. В настоящее время пять отечественных фирм уже заняты изготовлением этих туалетов. Вот уже в течение двух лет такие туалеты эксплуатируются на поездах Москва - Адлер. (...) Так что по многим показателям сейчас новые пассажирские вагоны не уступают зарубежным, а по некоторым - превосходят.
      Потому что в гигиеническом направлении науки у нас более жесткие требования к дезинфекции, профилактической обработки в пути следования. Поэтому через институт проходят экспертизу все дезинфекционные средства, которые потом разрешаются или не разрешаются к применению на объектах железнодорожного транспорта.
     Ведущий: Свои проблемы на каких конференциях, на каких собраниях решаете?
     Валентина Полякова: Институт является активным участником Научно-технического совета Министерства путей сообщения, на обсуждение которого мы выносим все свои проблемы. Кроме руководства Министерства путей сообщения, которое ведет этот Научно-технический совет, есть представители всех институтов и заводов, где идет сразу же прямой отклик на эти предложения. Кроме того, у нас свои гигиенические конференции проходят. Мы являемся Научно-методическим центром для Центров санэпиднадзора всех железных дорог. Специалисты института проводят сертификационные циклы повышения квалификации наших специалистов... Участвуем в выставках во всех, где можно. Стараемся пропагандировать свои разработки в печати: в российских гигиенических журналах, журнале "Железнодорожный транспорт" . В мае к юбилею института мы выпустим тематические сборники с обзором всех работ.
Версия для печати
screenRenderTime=1