СМИ об РЖД

21.06.2002ВРЕМЯ МН

Ориентиры до 2005 года

Аппетиты монополистов обузданы
     
     Михаил Касьянов, открывая заседание кабинета министров, сделал достаточно жесткое заявление: "Мы должны отказаться от практики последних лет, когда бюджеты естественных монополий формировались в конце года, уже после принятия (федерального) бюджета правительством". "Получается так, что сначала из правительства выжимают по максимуму, а потом балансируют свой бюджет", - отметил он. Под заявление Касьянова Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) уже разработало новую процедуру. Похоже, вольготная жизнь монополистов, несмотря па прежний, внешне суровый контроль властей над ними, заканчивается.
     Действительно, тарифы на услуги естественных монополий (РАО "ЕЭС", "Газпрома", МПС) непосредственно влияют на исполнение и федерального, и региональных бюджетов. В то же время эти тарифы рассматриваются и утверждаются не только в конце предшествующего, во и корректируются в текущем году, когда утвержденные ранее федеральный и региональные бюджеты уже исполняются. В том числе и расходная часть, где заложены статьи под финансирование потребления электричества, тепла и природного газа бюджетными организациями. Не всегда получается найти под них дополнительные доходы.
     Вот и министр экономического развития и торговли Герман Греф представил вчера предложения по корректировке тарифов - которые уже повышались в начале года. МЭРТ считает возможным с 1 июля повысить оптовые цены на природный газ еще на 20%. Обосновывая это тем. что рентабельность внутреннего газового рынка из отрицательной станет положительной. Однако правительство решило, что газовикам будет достаточно и 15%. Энергетикам разрешено повысить тарифы на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка, только на 2.4%, Это лишь частично компенсирует удорожание газа для федеральных тепловых электростанций. Железнодорожникам позволено повысить стоимость услуг на грузовые перевозки на 6.8%. В результате инфляция в 2002 г. не превысит 12-14%, полагает Греф.
     По-видимому, корректировка тарифов в середине текущего года делается в последний рая. Поскольку вчера же Греф предложил затвердить параметры их повышения уже на 2003 г. Увеличение тарифов на электричество (14-16%), природный газ (20%) и грузовые железнодорожные перевозки (12-14%) не должны разогнать инфляцию за пределы 10-12%. Теперь монополистам придется верстать свои планы на 2003 г., уже не рассчитывая на то, что власти снизойдут до их неотложных нужд в конце текущего или начале следующего года. Зато у федеральных и региональных бюджетников не останется никаких оснований жаловаться на непредвиденное повышение тарифов.
     Прогнозные тайны
     По окончании вчерашнего заседания правительства России v журналистов, жаждавших узнать параметры среднесрочных планов развития страны на период до 2005 г. создалось впечатление, что министры экономического блока участвуют в некоем заговоре молчания. Руководитель МЭРТ Герман Греф так и не назвал ни одной конкретной цифры, ограничившись в основном общими фразами.
     Больше того. было даже заметно некоторое раздражение. которое вызывали какие-либо упоминания этой темы. "Из этого вопроса сделали некую шумиху", - заявил глава МЭРТ в ответ на вопросы о прогнозных планах правительства. "Мы утверждаем сначала сценарные условия, - продолжил он, - затем основные параметры, влияющие на бюджет. Они еще не внесены и на самом деле будут постоянно корректироваться. И после принятия сегодняшних решений будут несколько скорректированы. Все это дает некоторое влияние и на динамику цен. и на расходы. Окончательную корректировку мы проведем по итогам шести месяцев текущего года в июле". За прошедшие шесть месяцев инфляция, по словам Грефа, составила 8,4%, и в правительстве полагают, что есть возможность удержать ее до конца года в запланированных рамках 12-14 %.
     Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что правительство окончательно утвердило лишь основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 г. По его словам, расходы увеличатся, но не более чем на общий показатель роста валового внутреннего продукта. Говоря о бюджете 2003 г., Кудрин заявил: образование. здравоохранение, наука, оборона, суды и правоохранительная деятельность остаются приоритетными на правлениями, и расходы на них будут даже расти. Однако если учесть, что траты бюджета на эти цели не превысят роста ВВП, который оставлен в планах на 2003 г. на уровне 2002 г., а также то, что инфляция и рост цен. по самым оптимистичным прогнозам, превысят (как и в этом году) рост ВВП не менее чем в три раза, то. как ни крути, реально государственные, расходы будут сокращаться. Причем есть очень сильное подозрение- подтверждаемое всей нашей 10-летнеи постсоветской историей, что снижаться будут расходы не на чиновничий аппарат, что было бы неплохо. а на все тех же многострадальных врачей, учителей и прочих бюджетников.
     Самым же откровенным вчера, как, впрочем, и всегда, был советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов, который не скрывал своего удовлетворения последними решениями правительства, заявив, что оно "сделало серьезный шаг в правильном направлении". Как известно, Илларионов давно выступает за сокращение "непроцентных" расходов (то есть всех государственных расходов, кроме тех, что идут на обслуживание внешнего долга). По его мнению, это главный рычаг ускоренного экономического роста. Отсюда следует, что "правильное направление - это реальное сокращение государственных расходов, намеченное на ближайшие годы". Что Илларионов и подтвердил, сказав, что в перспективе предполагается снижение госрасходов "год за годом на 1-1.2%".
     
     Фонды без присмотра
     
     Что же касается третьего вопроса, об основных характеристиках проектов бюджетов государственных фондов на 2003 г. и на период до 2005 г., который вчера обсуждало правительство, то и здесь пока прослеживается "игра в молчанку". Дело в том, что никто ИР. выступающих, а это глава ПФ Михаил Зурабов- председатель Фонда социального страхования Юрий Косарев, директор Федерального фонда обязательного медицинского страхования Андрей Таранов. на встречу к журналистам не вышел- Так что о подробностях правительственных переговоров остается догадываться.
     Сейчас понятно, что положения этих трех внебюджетных фондов, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Например, известно, что с введением единого социального налога (ЕСН). уплачиваемого организациями по регрессивной шкале, произошло снижение тарифа по взносам. Поэтому фонды социального и медицинского страхования ощутили существенную нехватку средств. Путевки в санатории, детские лагеря, конечно, не стали дефицитом, но теперь их может получить значительно меньшее число работающих граждан, отчисляющих взносы в эти фонды (например, дефицит бюджета в Московском фонде социального страхования в 2001 г. с учетом повышения пособий, выплачиваемых при рождении ребенка, с 1,5 тыс. руб. до 4.5 тыс. руб. составил более 2 млрд руб.).
     В течение полугода в правительстве витали слухи о возможном "скрещивании" фондов медицинского и социального страхования в единый с целью ликвидации дефицита средств. Однако расчеты экономистов показали, что эта идея лишь "усугубят ситуацию". И в МЭРТ решили оставить эти фонды самостоятельными структурами. Сейчас поговаривают, что систему взносов в Фонд медицинского страхования изменят, деньги якобы будут стекаться в какой-то "независимый" орган, который осуществит поступление и контроль "страховых" средств в медицинских учреждениях (работа над этим новым проектом идет в МЭРТ полным ходом). Как будут решать финансовую проблему в Фонде социального страхования, еще непонятно. Ведь думцы даже пропагандируют дальнейшее снижение ЕСН.
     Финансовая стабильность Пенсионного фонда тоже под вопросом. Его глава Михаил Зурабов уже заявил, что, если не будет изменен порог регрессией шкалы налога. ПФ вряд ли сможет выплачивать пенсии через два-три года.
Тематика: Тарифы
Версия для печати
screenRenderTime=1