СМИ об РЖД

Вызов века

России нужен транспортный "пояс безопасности"

Вчера завершился шестой Санкт-Петербургский экономический форум. Несколько дней продолжались дискуссии по важнейшим социально-экономическим, геополитическим, информационным, транспортным и другим актуальным проблемам. Напомним, что в Санкт-Петербурге встретились ученые, общественные и политические деятели, бизнесмены из 40 государств.
     Среди множества "круглых столов" один был посвящен теме "Транспортный комплекс России в приоритетах XXI века: экономика, геополитика, безопасность". Его участники обсуждали проблемы взаимосвязи транспорта и безопасности России, различные аспекты формирования единого транспортного пространства СНГ, роль естественных монополий в развитии экономики, вопросы тарифной политики и модернизации транспортного комплекса.
     Председательствовал на совещании первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации России по естественным монополиям Анатолий Васьков, сопредседателями "круглого стола" стали первые заместители министра путей сообщения Владимир Якунин и министра транспорта Борис Новосельцев.
     Были представлены десятки докладов. Но главным документом, вокруг которого развернулись дискуссии, стал проект аналитического доклада Совета Федерации "Вызовы XXI века и экономическое развитие России", вынесенный на обсуждение участников Петербургского экономического форума. Научное исследование, выполненное коллективом авторов под руководством аналитического управления аппарата Совета Федерации, занимает 100 страниц текста.
     В докладе говорится о том, что сегодня темы глобализации и многополярности мира прочно вошли в общественное сознание. На рубеже столетий Россия предпринимает энергичные усилия по интеграции в мировые экономические и политические структуры. Но по мере включения в процессы глобализации из-под опеки государства ускользают обширные сферы человеческой жизнедеятельности, что ведет к "размыванию" государственного суверенитета. Глобализационные процессы коснулись и путей сообщения. Как отметил в своем докладе Владимир Якунин, переход нашей экономики к свободному рынку изменил стратегию развития транспорта в нашей стране. Российские железные дороги в отличие от магистралей Западной Европы являются основой транспортного комплекса государства. За последние 10 лет из дотируемой отрасль стала не просто самоокупаемой, а донором бюджета. С начала 2002 года, после решения коллегии МПС о погашении реструктурированных долгов перед бюджетами, ежемесячно МПС выплачивает 7 миллиардов рублей в бюджеты всех уровней. Железнодорожные тарифы стали мощным экономическим регулятором в руках государства, а пассажирские перевозки, в том числе и пригородные, лежащие сегодня на плечах отрасли, - стабилизирующим социальным фактором.
     - В грядущем столетии, - сказал Владимир Якунин, - реформированной железнодорожной отрасли необходимо полностью задействовать свой транзитный потенциал. Ведь наша страна, занимая уникальное положение между Европой и Азией, способна торговать и доставлять грузы практически в любое государство земного шара.
     Особенно привлекательны для Российских железных дорог контейнерные перевозки в транспортных коридорах Север - Юг и Восток - Запад. Их технология обкатана существующими сегодня ускоренными контейнерными поездами Находка - Бусловская, Пекин - Москва и другими. До 2010 года в транспорт согласно федеральной программе "Модернизация транспортной системы России" будет инвестировано 15 миллиардов долларов, в том числе 6 миллиардов - в железные дороги.
     Учитывая важность геополитического расположения Дальнего Востока России, Владимир Якунин, со ссылкой на известного русского ученого Дмитрия Менделеева, озвучил идею о приоритетном развитии этого региона и, в первую очередь, путей сообщения. Сегодня в этом регионе на 10000 квадратных километров территории всего 14 километров железнодорожных путей, против 240 километров в европейской части России.
     Первый заместитель министра транспорта России Борис Новосельцев в своем докладе подробно обосновал необходимость принятия целевой программы по развитию отечественной сети автомобильных дорог. Сегодняшнее положение в этой области он назвал угрозой экономической безопасности страны. Слабое состояние дорожной сети сдерживает развитие транзитных транспортных коридоров, а 10 процентов населения страны вообще не имеет регулярного доступа к автодорогам. Борис Новосельцев подчеркнул, что необходима долгосрочная, на 20 - 25 лет, федеральная дорожная программа.
     Выступившие на "круглом столе" начальник Октябрьской дороги Геннадий Комаров, президент Ассоциации собственников подвижного состава Эдуард Поддавашкин, завкафедрой Университета управления профессор Николай Усков и другие высказали замечания и рекомендации по реформированию транспортного, и в первую очередь, железнодорожного комплекса России. Так, Геннадий Комаров считает необходимым поставить вопрос перед Правительством о необходимости пересмотреть устаревшие на сегодняшний день нормы взаимоотношений между железнодорожниками и федеральными таможенными и пограничными службами. Октябрьская дорога, которая имеет самое большое на сети количество погранпереходов и портов, могла бы перерабатывать большее количество грузов при упрощении процедур таможенного и пограничного контроля, Эдуард Поддавашкин считает, что инвестиционная активность частного бизнеса в сфере железнодорожного транспорта может быть более высокой при условии взвешенной и прозрачной тарифной политики.
     По итогам работы "круглого стола" его участники приняли рекомендации, обращенные к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ. Они предлагают разработать стратегию развития России как мирового лидера. Ученые считают, что России нужен "пояс стратегической безопасности", проходящий по югу Сибири и Дальнего Востока, при этом предусматривается принятие программы масштабного транспортного строительства в этих регионах, что позволит создать там благоприятный экономический, социальный и миграционный климат. Структурная реформа железнодорожного транспорта должна быть увязана с интересами других участников перевозочного процесса в транспортных коридорах Европа - Азия и Европа - Северная Америка. А сами указанные коридоры можно считать широтными элементами будущих транспортных сетей Азии, в перспективе обеспечивающих России ключевую роль в процессе глобализации мировых экономических связей.
     Заключительной частью работы "круглого стола" стала пресс-конференция первого заместителя министра путей сообщения Владимира Якунина. Представителей средств массовой информации интересовали судьба рассматриваемых Госдумой законопроектов о реформировании железнодорожного транспорта, возможность частных инвестиций в отрасль и другие вопросы. По мнению Владимира Якунина, несмотря на реформы, железнодорожный транспорт всегда будет ключевым в отечественной экономике.

Алексей Лебедев, Виктор Юрасов

Версия для печати
screenRenderTime=1