СМИ об РЖД

28.06.2002Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

Правовой каркас реформы

Цитата дня:
     
     Сегодня все государственные структуры занимаются проблемами структурного реформирования МПС России, поскольку трудно переоценить значение проводимых реформ для всей экономики страны. Мы нуждаемся в самом широком обсуждении деятельности отрасли, ее планов и перспектив.
     Геннадии Фадеев, министр путей сообщения РФ
     
     
     Как подчеркнул Владимир Якунин, разработка и принятие законов - один из ключевых элементов реформы, непременное условие успешной реализации намеченных преобразований. Без этого реформа просто невозможна. И министерством, штабом по реформированию отрасли проделана большая работа, чтобы документы как можно быстрее прошли процедуру обсуждения в Федеральном собрании. Законопроекты предварительно рассмотрены в общественных и профсоюзных организациях, регионах, согласованы и утверждены в правительстве.
     Другими словами, сделано немало, чтобы полнее учесть различные мнения. Ведь структурная реформа проводится не только в интересах отрасли, но и всей страны, в целях укрепления ее экономики.
     И сегодня, когда законопроекты поступили в Госдуму, штаб по реформированию отрасли продолжает тесно взаимодействовать с соответствующими ее комитетами. И в первую очередь с комитетом по энергетике, транспорту и связи, который является головным по рассмотрению представленных документов.
     Заместитель министра путей сообщения Анна Белова рассказала, что в этом комитете специально создан экспертный совет. В него входят две рабочие группы, каждая из которых делает свои заключения по определенной части законопроектов. А затем выносит их на суд экспертного совета. В результате такой работы комитет по энергетике, транспорту и связи подготовил к слушанию внесенный правительством законопроект "О железнодорожном транспорте РФ" и проект "Транспортного устава железнодорожного транспорта РФ".
     Согласно этим документам выделяются услуги инфраструктуры и услуги перевозки, а также независимые перевозчики, что обеспечит становление и развитие конкурентной среды на железнодорожном транспорте. Таким образом, на рынке железнодорожных перевозок появятся три субъекта - перевозчик, владелец инфраструктуры и пользователь услуг. Причем перевозчиком может стать любое юридическое и физическое лицо, владеющее на праве собственности железнодорожным подвижным составом и получившее лицензию на осуществление данной деятельности.
     Предусматривается также дальнейшее развитие института компаний-операторов, которые могут выступать и как перевозчики, и как грузоотправители с собственным подвижным составом, и как компании, предоставляющие свой железнодорожный подвижной состав грузоотправителям.
     Законопроект "О железнодорожном транспорте РФ" разработан в целях правового обеспечения действий по реализации правительственной программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. Планируется передать соответствующее имущество единому субъекту хозяйственной деятельности - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
     В этой связи предусматривается полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций, которые, по замыслу правительства, должны обеспечить доступ независимых операторов к сетевой инфраструктуре и тарифообразованию. Согласно законопроекту, "тарифы, сборы и платы на работы (услуги), выполняемые организациями железнодорожного транспорта, устанавливаются в соответствии с законом о естественных монополиях Расходы владельца инфраструктуры и перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов всех уровней".
     В целях повышения качества услуг предлагается ввести лицензирование перевозочной деятельности. Выдача таких лицензий будет регулироваться законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     Законопроект предусматривает также повышение географической доступности железных дорог за счет ввода в эксплуатацию новых веток, построенных и на частные инвестиции.
     В комитете готовят к слушаниям и другие законопроекты, в частности, "О естественных монополиях", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом", "Об ОАО "Российские железные дороги".
     - Правовое обеспечение - важнейший аспект реформирования, но не единственный, - подчеркнул первый заместитель министра путей сообщения Владимир Якунин. - Преобразования на сети напрямую связаны с выработкой научно-технической политики, направленной на техническое перевооружение отрасли, с привлечением внешних инвестиций, а также подготовкой новых кадров, способных плодотворно трудиться в новых рыночных условиях. И уже предпринимаются активные шаги. Делается ставка на существенное обновление подвижного состава, создание техники нового поколения. Согласно недавнему распоряжению министра Геннадия Фадеева будет сформирован Инвестиционный комитет, который призван коренным образом улучшить работу по изысканию дополнительных источников средств, оптимизации использования выделяемых финансов.
     Наиболее полный учет всех этих факторов, несомненно, будет способствовать успешному реформированию отрасли при сохранении ее единства и государственной принадлежности.

Геннадий Васильев, Александр Капков

Версия для печати
screenRenderTime=1