СМИ об РЖД

Пусть паровозы отдохнут

В Бресте открывается музей старой техники под открытым небом

Коллекционеры часто удивляют своим выбором предметов собирательства. К их числу несомненно можно отнести брестчанина Аркадия Приветеня. Он коллекционирует не марки и не почтовые открытки, а паровозы, отслужившие свое еще в прошлом веке. О судьбе неутомимых тружеников железной колеи он начал задумываться тогда, когда их стали списывать и резать на металлолом. Это задело за живое железнодорожника, в свое время водившего паровозы. И он начал их спасать, уговаривая начальство не сдавать "ветеранов" в утиль. Благо была такая возможность, пока занимал пост начальника базы локомотивов Брестского отделения Белорусской железной дороги. На ее запасных путях с его легкой руки стали накапливаться списанные "старички", что впоследствии натолкнуло Аркадия Викторовича на мысль о создании отдельного парка паровозов, где они бы заняли почетное место экспонатов. Затея окончательно воплотилась в жизнь через полтора десятка лет. Недавно в Бресте появился необычный музей под открытым небом. На рельсах недалеко от Брестской крепости застыли сверкающие свежей краской паровозы, тепловозы, другая железнодорожная техника из прошлого. К сожалению, признается Аркадий Викторович, собирать паровозы он начал поздновато, когда самые старые представители этого класса паровых машин были уже уничтожены. Год рождения самого старшего в коллекции - 1926-й, самый "молодой" выпущен в 1956 году. Используя личные связи с коллегами, официальные запросы своего начальства, пригонял видавшую виды технику из Ленинграда, Москвы, Ростова. Есть здесь послевоенный паровоз "Победа", развивавший невероятную по тем временам скорость в 130 километров в час; "Серго Орджоникидзе", построенный в 1948 году в Во-рошиловграде: немецкие машины, конфискованные у Германии после Победы. На самом видном и почетном месте паровоз легендарного брестского машиниста Федора Фадеева - Героя Социалистического Труда.
     Установка техники за городом - это только начало большой музейной кампании, которая предполагает кропотливую изыскательскую работу. "Биографии" экспонатов будут изучаться, и наверняка откроются новые страницы в истории железнодорожного транспорта. Предполагается, что старинные паровозы смогут зарабатывать и деньги на свое содержание. Уже сейчас некоторые из них берут напрокат кинематографисты, организаторы экзотических туристических маршрутов. Активно заняться туристической деятельностью на основе музея собираются и брестские железнодорожники. Собрав состав из вагонов начала минувшего столетия, они пустят его по старинным железнодорожным веткам, проехаться по которым будет интересно и жителям республики, и ее гостям.
     А пока паровозы из прошлого стоят, как на параде, в ожидании открытия музея, которое должно состояться на днях. Но уже сегодня сюда часто приходят вспомнить свою молодость ветераны-железнодорожники.

Федор МУХА

Версия для печати
screenRenderTime=1