СМИ об РЖД

Поезд и самолет: конкуренция и партнерство (на примере сообщений Париж - Марсель)

Ситуация на рынке транспортных услуг
     Конкуренция между железнодорожным и воздушным транспортом во Франции особенно явственна на направлении Париж - Средиземное море, которое после открытия линии TGV Méditerranée на всем протяжении обслуживается высокоскоростными поездами. В завоевании транспортного рынка Национальное общество железных дорог Франции (SNCF) делает главную ставку на тарифы и доступность, воздушный же транспорт имеет многолетний опыт в обеспечении обслуживания высокого качества.
     По единодушному мнению специалистов двух видов транспорта, конкуренция обострилась именно после того, как продолжительность поездки Париж - Марсель по железной дороге сократилась до 3 ч. Как полагают, за счет этого неблагоприятная ранее для железной дороги ситуация на транспортном рынке (до 10 июня 2001 г. лучшее время поездки по указанному маршруту было не менее 4 ч, а доля воздушного транспорта достигала 60 %) может измениться в лучшую сторону.
     Однако минимальное возможное время поездки, хотя оно, без сомнения, остается важным фактором, не является единственно значимым при выборе пассажиром того или иного вида транспорта. SNCF возлагало большие надежды на ввод в эксплуатацию высокоскоростной линии TGV Méditerranée, которая, как полагают, с 2001 г. обеспечит повышение на треть доходов, получаемых от пассажирских перевозок в дальних сообщениях. Полное укомплектование маршрута Париж - Марсель поездами TGV-Duplex (различной составности) из двухэтажных вагонов (рисунок), способными вместить более 1000 пассажиров, позволит удовлетворить транспортные потребности и увеличить объем перевозок, что является основной целью SNCF в последние годы.
     Высокоскоростной электропоезд TGV-Duplex
     Еще до ввода в эксплуатацию этой линии был создан новый логотип высокоскоростных сообщений TGV, организована дискуссия под девизом "Привыкайте ездить быстро", приняты меры по повышению уровня комфорта в поездах и качества обслуживания пассажиров на вокзалах. Все было направлено на предоставление пассажирам железной дороги услуг такого же уровня, как и на воздушном транспорте. При этом достигнуто достаточно высокое качество услуг, зависящих от подвижного состава, в том числе по уровню комфорта и точности соблюдения расписания движения. Проблема качества услуг, предоставляемых пассажирам на вокзалах, решается сложнее. Безусловно, три вновь построенных вокзала линии TGV Méditerranée в городах Экс, Авиньон и Валанс отвечают современным требованиям. Иная ситуация сложилась в Марселе, однако вокзал Марсель-Сен-Шарль, мало почитаемый пассажирами в настоящее время, в ближайшем будущем станет привлекательным для самых требовательных клиентов, привыкших к уровню обслуживания в аэропортах. Это является наглядной иллюстрацией размаха, с которым SNCF вступает в борьбу за клиентуру с воздушным транспортом.
     Ниже дан анализ ситуации с указанием сильных и слабых сторон, присущих каждому из конкурирующих видов транспорта. Эта "дуэль" вписывается в сферу ежедневных воздушных и железнодорожных пассажирских сообщений, но в настоящее время в большей степени отмечена стремлением к сотрудничеству, чем взаимным непониманием и соперничеством.
     Борьба за клиентуру
     В 2000 г. доли воздушного и железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок между Парижем и Марселем (до открытия высокоскоростной железнодорожной линии TGV Méditerranée) составляли 60 и 40 % соответственно: из 5 млн. отправляющихся и прибывающих пассажиров 2 млн. было перевезено железной дорогой. В указанном году в аэропорту Марсель-Прованс было зарегистрировано 3 млн. пассажиров, в аэропорту Париж-Орли - 2,4 млн. (из них 80 % обслужила авиакомпания Air France, 20 % авиакомпания АОМ), в аэропорту Париж-Руасси - 600 тыс. пассажиров; половина из них совершила полет без пересадок. В дальнейшем французские авиакомпании прогнозировали уменьшение на 700 тыс. пассажиров годового объема перевозок в сообщениях с Лионом, Лиллем, Брюсселем и примерно на 600 - 650 тыс. в сообщениях с Парижем. Эти потери соответствуют не более 10 % пассажирооборота аэропорта Руасси и 25 % аэропорта Орли во внутренних сообщениях.
     SNCF намеревалось привлечь в короткий срок примерно 6 млн. пассажиров на всей обслуживаемой им территории за счет открытия новой высокоскоростной железнодорожной линии, для чего понадобится ввести в эксплуатацию около 180 дополнительных поездов. Предполагается, что треть этого увеличения будет достигнута в результате роста числа постоянных пассажиров, треть - за счет пассажиров, привлеченных появлением новой транспортной услуги, и еще треть - за счет бывших авиапассажиров и пользователей автомобильного транспорта.
     Применительно к конкретному направлению Париж - Марсель поставлена цель изменить соотношение долей воздушного и железнодорожного транспорта в пользу последнего - до 35 и 65 % соответственно. Такое перераспределение на транспортном рынке уже достигнуто, например, на направлении Париж - Бордо.
     Провозная способность
     SNCF продолжало делать ставку на увеличение объема перевозок за счет повышения провозной способности. Поставлена цель ввести в эксплуатацию подвижной состав максимальной вместимости для увеличения объема перевозок. Данный подход соответствует логически обоснованной политике SNCF. Преимущество высокоскоростных поездов TGV в этом отношении неоспоримо.
     Воздушный транспорт на направлении Париж - Марсель может обеспечить около 7000 посадочных мест в сутки. В то же время железная дорога может предоставить более 10 тыс. мест. Это будет достигнуто путем постепенного ввода в эксплуатацию электропоездов серий TGV-Duplex (516 мест для сидения) или TGV-Réseau (350 мест), которые к тому же можно эксплуатировать в сцепе из двух единиц.
     Частота сообщений
     По этому показателю явное преимущество имел воздушный транспорт. Летом 2000 г. по будням между Парижем и Марселем авиакомпания Air France выполняла ежедневно в рамках так называемого челночного обслуживания 25 рейсов из аэропорта Орли и девять рейсов из аэропорта Руасси, авиакомпания АОМ - 10 рейсов, т. е. всего 44 рейса. Зимой 2000/2001 г. ежедневно выполнялось 47 рейсов (максимальное значение), в том числе 26 рейсов Air France и 14 рейсов АОМ из аэропорта Орли, семь рейсов Air France из аэропорта Руасси. Летом 2001 г. планировали выполнять ежедневно 23 рейса Air France и 14 АОМ (без учета изменений, связанных со сложившимся финансовым положением компании) из аэропорта Орли, а также семь рейсов Air France из аэропорта Руасси, т. е всего 44 авиарейса.
     Руководство авиакомпаний считало высокую частоту рейсов и гибкость обслуживания, которые она обеспечивает, своим главным преимуществом, особенно для деловых людей. В частности, в пиковые периоды авиакомпания Air France способна организовать челночные рейсы с часовым или получасовым интервалом из Марселя в Париж-Орли (вылет в 7.00, 7.30, 8.00 и т. д.) и из Парижа-Орли в Марсель (вылет в 7.05, 7.35 и т. д.). При необходимости можно организовать до пяти вылетов в час из Марселя. Это, кроме прочего, позволяет в значительной степени уменьшить беспокойство пассажиров, связанное с опасением не успеть на свой рейс, поскольку в том же направлении через короткий промежуток времени будет следующий. Обслуживание авиапассажиров осуществляется под девизом: "Отправляйтесь в полет и возвращайтесь в любое удобное для вас время".
     Сокращенные межрейсовые интервалы авиалайнеров в часы пик - с успехом освоенный авиакомпанией Air France рецепт выживания. Их применяют на четырех направлениях: кроме Марселя, челночные рейсы организованы в Ниццу, Тулузу и Бордо. На трех последних направлениях введение сокращенных интервалов между рейсами позволило авиакомпаниям после двух лет работы высокоскоростных железнодорожных сообщений вновь несколько увеличить свою долю на рынке транспортных услуг.
     SNCF планировало с 10 июня 2001 г. довести частоту движения высокоскоростных поездов TGV на направлении центральный регион Иль-де-Франс - побережье Средиземного моря до 27 рейсов в день с севера на юг и до 29 рейсов с юга на север.
     Обслуживание в аэропортах и на вокзалах
     Воздушный транспорт
     Качество обслуживания пассажиров в аэропортах является сильной стороной воздушного транспорта, для сети SNCF в целом обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах остается слабым местом.
     Тем не менее в аэропорту Марселя предусмотрены дополнительные мероприятия для сохранения преимуществ перед железной дорогой. Например, в июне 2001 г. предполагали ввести некоторые новшества для совершенствования приема и обслуживания авиапассажиров. Уже в настоящее время в зонах прибытия и отправления установлены контрольно-пропускные автоматы для пассажиров без багажа; таким образом исключается образование очередей и потеря времени пассажирами в ожидании регистрации.
     Просторный зал аэропорта имеет выступающие наружу застекленные эркеры, еще более увеличивающие его площадь. В зависимости от размеров пассажиропотоков на трансокеанские, внутриевропейские или внутренние рейсы можно перераспределять их по зонам зала. В здании расположен деловой центр с помещениями VIP, находящийся в ведении торговой палаты. Это позволяет представителям фирм и другим деловым людям работать в индивидуальных бюро, где в их распоряжение предоставлены факс, выход в сеть Интернет, персональные компьютеры и т. д. Имеются магазины с продажей продукции престижных торговых марок и рестораны быстрого обслуживания, из окон которых открывается вид на взлетные полосы. В аэропорту круглосуточно работает служба по организации досуга детей в ожидании рейса. Одна из автомобильных стоянок на семь мест непосредственно связана с залом, из которого производится посадка в самолет, и владельцы автомобилей могут оставить их на стоянке практически в здании аэропорта, а также на любой другой стоянке.
     Ценно то, что авиакомпании и службы аэропортов на направлении Париж - Марсель работают в полном контакте, иначе говоря, частоте вылетов и посадок самолетов соответствует быстрота оформления документов в аэропортах.
     Железнодорожный транспорт
     В настоящее время уже перед входом в вокзал пассажир может воспользоваться для получения информации или резервирования мест сетью Интернет. Рекордное количество таких запросов сделано в январе 2001 г. на сумму 65 млн. фр. фр. Для быстрого обмена билетов на вокзале Марсель-Сен-Шарль предполагается организовать десять специальных мест. Постоянно совершенствуется система распространения железнодорожных билетов: увеличивается число точек их продажи в городе, в том числе киосков SNCF.
     Новые вокзалы на участке высокоскоростной линии TGV Méditerranée от Экса до Валанса (через Авиньон) уже обеспечивают уровень обслуживания пассажиров, соответствующий принятому в аэропортах. Ведется реконструкция вокзала Марсель-Сен-Шарль, и в ближайшее время качество обслуживания пассажиров здесь также будет не ниже, чем в аэропортах. К этому вокзалу, расположенному в центре города, бесспорно предъявляются дополнительные требования: в частности, он должен стать более уютным и привлекательным, чтобы здесь встречались и проводили время даже те, кто не собирается в поездку.
     Утреннее прибытие
     В этом отношении воздушный транспорт, выполняющий восемь утренних рейсов как в Париж, так и в Марсель, при времени прибытия самолетов с 7.15 до 9.00 имеет неоспоримые преимущества, в частности, для деловых людей. При необходимости они могут прилетать в другой город на половину дня или на целый рабочий день и возвращаться вечером. Аэропорт Марсель-Прованс в своей деятельности следует принципу: "В жизни существует не только работа. Проведи целый день в Париже, не отказывая себе в главном".
     SNCF, уделяя большое внимание сокращению общего времени поездки, усовершенствовало график движения поездов с учетом того, что железная дорога связывает центры городов. С 10 июня 2001 г. предусмотрено прибытие в Марсель первого поезда из Парижа в 9.20 вместо 11.30, как прежде, и поезда противоположного направления в 8.30 вместо 10.40. Это делает более удобным железнодорожное сообщение, в частности, для пассажиров, намеревающихся совершить однодневную поездку.
     Из центра одного города в центр другого
     Беспересадочная поездка из центра Парижа в центр Марселя и наоборот - одно из основных преимуществ железнодорожного транспорта. Такая возможность обеспечена также при поездках в Лион, Монпелье, Ним и другие города. Пассажир может добираться поездом почти до конечного пункта назначения. Это стало возможным после тщательной трассировки линий TGV, например в направлении на Лазурный Берег с непосредственным доступом в города Сан-Рафаэль, Канны, Антиб, Ницца, при том что в последний из них совершаются беспересадочные авиарейсы.
     Возможность попасть из центра одного города в центр другого значительно сокращает общее время в пути от двери до двери. Те, кто отправляется по железной дороге из Парижа или Марселя на высокоскоростных поездах, могут благодаря этому с большей пользой использовать до 1 ч 30 мин при поездке туда и обратно.
     Авиакомпании с целью сглаживания своего системного недостатка (относительной дальности аэропортов от центров городов) организовали рейсы в разные аэропорты Парижа (Орли на юге и Руасси на севере), тяготеющие к густонаселенным районам столицы, что дает возможность оптимального выбора. Это подчинено идее-приглашению: "Прилетайте в Париж в любой удобный для вас аэропорт". При этом возможности выбора расширяются за счет того, что авиарейсы осуществляют две компании: Air France и АОМ. Однако и на железной дороге для пассажирских перевозок в Париже используется не только Лионский вокзал - в этот регион можно прибыть (и отправиться из него) через станции сети высокоскоростных сообщений: Аэропорт-Шарль-де-Голль (Руасси), Маси, Марн-ла-Вале. В южной части трассы высокоскоростной линии TGV Méditerranée находятся станции Марсель-Сен-Шарль и Экс-ан-Прованс, кроме того, на маршруте Париж - Марсель расположены три железнодорожных вокзала в Лионе (Пар-Дьё, Перраш и Сент-Экзюпери), два в Валансе (Валанс-Город и Валанс-TGV), два в Авиньоне (Авиньон-Центральный и Авиньон-TGV).
     Продолжительность поездки
     Почти гарантированная продолжительность безостановочного полета по маршруту Париж - Марсель составляет 1 ч 15 мин и остается недостижимой для железной дороги. Минимальная продолжительность поездки по железной дороге уменьшена до 3 ч, однако при поездке туда и обратно в течение одного дня находиться в дороге 6 ч тяжело. Кроме того, как отмечают представители авиакомпаний, неизвестно, какая доля поездов TGV будет регулярно выдерживать этот показатель и сколько из них проследует линию Париж - Марсель с опозданием, т. е. за 3 ч 10 мин или даже за 3 ч 30 мин.
     Точность соблюдения графика
     Число вылетов из Марселя точно по расписанию или с опозданием не более чем на 15 мин составляет 77 %, посадок - 81 %; эти показатели получены в результате проверок, проведенных в 2000 г. Ситуация значительно улучшилась по сравнению с 1999 г., когда показатель соблюдения графика полетов был равен около 70 %. Руководство аэропорта настроено весьма оптимистично и на перспективу. Основными предпосылками для этого являются создание новых воздушных коридоров, открытие в ноябре 2000 г. нового центра управления полетами в Эксе, введение в эксплуатацию новых производственных мощностей по содержанию и обслуживанию самолетов. Кроме того, предусмотрены "перекрестные" полеты самолетов двух авиакомпаний во избежание нарастания опозданий.
     SNCF ограничивалось констатацией того, что "точность соблюдения графика движения поездов TGV значительно выше, чем на воздушном транспорте", не приводя конкретных данных за последнее время. Руководство SNCF предпочитало уточнить цель, которую предполагалось достичь начиная с июня 2001 г.: прибытие 90 % поездов точно по расписанию или с опозданием не более чем на 10 мин. Вместе с тем следует подчеркнуть, что пункт назначения поезда изменен быть не может, т. е. пассажир свободен от риска прибыть окольным путем на другую станцию, в то время как посадка самолета в другом аэропорту возможна.
     Связь с центрами городов
     Из аэропорта Марселя каждые 20 мин отправляются автобусы до железнодорожного вокзала Марсель-Сен-Шарль. Продолжительность поездки составляет 20 - 25 мин. Для других автобусов, совершающих челночные перевозки в Экс с интервалом 45 мин, предполагалось изменить маршрут следования и значительно повысить частоту движения. Этот автобусный маршрут будет обслуживать, кроме Экса с его деловой и коммерческой зонами, железнодорожный вокзал в Арбуа. Наконец, имеется возможность совершить поездку из аэропорта в Марсель на такси, стоимость которой в 2001 г. составляла 235 фр.
     На отдаленную перспективу администрация аэропорта возлагала надежды на благоприятный исход переговоров с SNCF относительно строительства участка железной дороги до региональной линии Мирама - Марсель, проходящей примерно в 2 км от аэропорта. Это позволит организовать скоростное железнодорожное сообщение практически из центра города в аэропорт. Проект находится в стадии рассмотрения и может быть реализован через 10 лет.
     SNCF отмечало, что уже в настоящее время тарифы на поездки в аэропорты являются слишком высокими, например 50 фр. в челночных автобусных сообщениях между аэропортом и вокзалом Марсель-Сен-Шарль, в то время как стоимость проезда по железной дороге от вокзалов TGV до центров городов составляет 13 - 23 фр.
     Естественно, проблемы связи с центрами городов, присущие воздушному транспорту, для железнодорожного транспорта неактуальны.
     Стоимость проезда
     Без сомнения, стоимость билета - один из главных аргументов при выборе вида транспорта, причем в большей степени для деловых людей, чем для пассажиров, отправляющихся в другой город для отдыха и развлечений. Здесь преимущество имеет железная дорога. В 2001 г. билет на авиарейс Париж - Марсель компании Air France в одном направлении стоил 1308 фр., туда и обратно - 2612 фр., билет tempo на три рейса в одном направлении - 717 фр. в расчете на один рейс, туда и обратно - 1037 фр. Стоимость билета для поездки в одном направлении в вагоне первого класса поезда TGV составляла 617 фр., в вагоне второго класса - 466 фр., туда и обратно - соответственно в 2 раза больше (цены указаны без учета разнообразных скидок и льгот).
     Повышение качества обслуживания пассажиров, и в первую очередь значительное сокращение продолжительности поездки на высокоскоростном поезде, по-видимому, не будет связано с резким ростом тарифов. Можно утверждать, что конкурентоспособность высокоскоростных железнодорожных сообщений в стоимостном аспекте сохранится на высоком уровне. Так, билет в вагон первого класса поезда TGV и впредь будет в 2 раза дешевле, чем на самолет. Кроме того, согласно отчетным данным, за последние 4 года в 2,5 раза увеличилось число потенциальных пассажиров TGV, пользующихся скидками. Это важный довод для предпочтения железной дороги при выборе способа поездки.
     Удобство
     Удобство поездки является еще одним значимым аргументом в пользу высокоскоростных поездов TGV. Так называемое полезное время поездки пассажир может использовать по своему усмотрению благодаря полной свободе передвижения и возможности выбора вариантов времяпровождения в салоне вагона. Во время поездки он может читать, работать, принимать пищу (идея специальной "солнечной" абонементной карточки для посещения вагона-ресторана или бара находилась в стадии разработки) или просто отдыхать в удобном кресле. Кроме того, на одно посадочное место приходится значительно большее пространство, особенно в вагонах первого и второго класса, в которых совершают поездки 50 % пассажиров из категории деловых людей. Следует также учитывать меры, предпринимаемые на железной дороге для облегчения пассажирам с ограниченной подвижностью посадки в поезд и пользования различными бортовыми устройствами.
     Отход от жесткой конкуренции в пользу партнерства
     Представитель администрации аэропорта Марсель-Прованс отметил, что главный эффект от ввода в эксплуатацию высокоскоростной железнодорожной линии TGV Méditerranée заключается в повышении объема перевозок авиацией и железными дорогами благодаря переключению на них части пассажирских перевозок с автомобильного транспорта и создании новых видов транспортных услуг. Для основной категории пассажиров (деловых людей) главным преимуществом является частота сообщений.
     К примеру: после ввода в эксплуатацию высокоскоростных железнодорожных сообщений на маршруте Париж - Бордо время поездки из центра в центр этих городов практически сравнялось, а частота следования поездов и самолетов осталась неизменной - 17 рейсов в день. При этом объем перевозок воздушным транспортом, как указано, снизился на 25 %, но после 2 лет падения начал расти. Основой стратегии воздушного транспорта здесь является увеличение в 2 раза частоты полетов. Там, где это проблематично, например в Марселе, авиакомпания Air France намерена повысить провозную способность при той же частоте полетов путем использования самолетов различной пассажировместимости: вскоре парк пополнится самолетами Airbus 318 (более 100 мест), 319, 320, 321 (до 200 мест).
     Следует отметить, что объем работы марсельского аэропорта менее чем наполовину определяется полетами в Париж. Более того, к 2015 ? 2020 гг. по экологическим соображениям и в связи с насыщением воздушных транспортных коридоров выбор на относительно коротких маршрутах, таких, как Марсель - Париж, будет, без сомнения, в пользу железнодорожного транспорта. Аэропорту Марселя целесообразнее диверсифицировать деятельность и принимать меры по дальнейшему увеличению числа пассажиров международных рейсов, как этого удалось добиться в 1999 г. (на 9 %), в 2000 г. (на 15,9 %) и особенно в связях с крупнейшими европейскими центрами (на 55 % за 4 года), а также развивать внутренние сообщения на других направлениях, что и происходит в последние 3 года. На внутренних линиях общий рост объема перевозок составил 3,4 % и определялся в основном увеличением числа пассажиров (на 72 % за последние 5 лет) на направлениях восток - запад в связях с городами Мец, Нант, Бордо, Тулуза, Лилль, Страсбур.
     В обслуживании направлении Париж - Средиземное море есть место для всех. Жесткая конкурентная борьба была бы стратегической ошибкой. Конечно, ввод в эксплуатацию высокоскоростной железнодорожной линии TGV Méditerranée - вызов воздушному транспорту. Вместе с тем он облегчил, например, работу аэропорта Ниццы, не имеющего резерва для развития. Полагают, что увеличение мобильности населения и, соответственно, спроса на транспортные услуги повлечет за собой развитие инфраструктуры (в том числе гостиниц при вокзалах и аэропортах), предназначенной для обслуживания пассажиров разных видов транспорта, и обеспечит новые возможности для проведения различных массовых мероприятий, а это, в свою очередь, привлечет новых пассажиров, и так далее.
     Кроме того, в последние годы повысилась популярность круизных путешествий. В 2000 г. Марсель принял 200 тыс. таких туристов, что в 10 раз больше, чем 5 лет назад; к 2005 г. их число, как полагают, превысит 500 тыс. чел. С учетом вероятности единовременного прибытия в порт до 2500 чел., чтобы справиться с распределением таких больших пассажиропотоков, необходимо взаимодействие всех видов транспорта, а для этого также требуется развитие транспортной инфраструктуры.
     Взаимодействие воздушного и железнодорожного транспорта важно также в обслуживании пассажиров из-за рубежа. В парижском аэропорту Руасси совершают посадку самолеты примерно из 30 городов США. Продолжение транспортного обслуживания групп таких авиапассажиров, даже весьма многочисленных, вполне могут обеспечить высокоскоростные поезда TGV, например на направлении Париж-Руасси - Марсель, по конкурентоспособным тарифам и времени поездки.
     Первый договор о сотрудничестве SNCF с авиакомпанией Air France в Лилле был подписан в 1995 г. С 2000 г. стали возможными смешанные железнодорожно-воздушные перевозки между аэропортом Руасси-Шарль-де-Голль и городами Брюссель, Лион, Анже, Ле-Ман, Пуатье, Сен-Пьер-де-Кор. Ведется работа по расширению взаимодействия двух видов транспорта.
     Планом развития этих отношений предусматриваются совершенствование продажи авиа- и железнодорожных билетов по системе TGV Air и возможность регистрации авиапассажиров на железнодорожных вокзалах, что обеспечит им существенную экономию времени. Численность авиапассажиров, проходящих предварительную регистрацию, увеличивается, но в 2001 г. только вокзал в Лилле был полностью оснащен техническими средствами для таких операций. Планировали в ближайшее время установить соответствующее оборудование и на вокзале в Лионе, где уже имеется пункт продажи билетов TGV Air. Предполагается освоить на вокзалах и регистрацию багажа.
     В целом за последние 10 лет во взаимоотношениях между железнодорожным и воздушным транспортом Франции выявились зоны конкуренции и взаимодополняемости. Каждая из сторон пришла к пониманию того, что в контексте партнерства нет проигравших, обе стороны должны быть в выигрыше. И ввод в эксплуатацию высокоскоростной железнодорожной линии TGV Méditerranée не означает отход от этой политики.
Версия для печати
screenRenderTime=1