СМИ об РЖД

Железная дорога AustralAsia

Ввод в эксплуатацию линии стоимостью 1,3 млрд. австрал. дол. намечен на 2004 г., и тогда реальностью станет план, впервые предложенный еще в 1858 г.
     Глубоководный северный порт Дарвин играет важную роль для развития торговых связей Австралии со странами Азии. Железнодорожная линия от станции Алис-Спрингс позволит создать сухопутный мост в южные штаты страны и будет способствовать росту перевозок нефти, газа и минералов, добываемых в Северной Территории. В Дарвине в расчете на прогнозируемый рост перевозок строится терминал Ист-Арм стоимостью 30 млн. дол.
     Проект реализуется под контролем правительств Содружества, штатов Южная Австралия и Северная Территория при активном участии частного сектора в его финансировании. В 1998 г. правительства двух штатов создали корпорацию AustralAsia Railway для управления проектом. Из 30 претендентов на проектирование и строительство с последующей эксплуатацией в завершающем конкурсе принимали участие только три. Победителем стал международный консорциум Asia Pacific Transport (APT), который по условиям контракта, подписанного в апреле 2001 г., поми-мо строительства линии Алис-Спрингс - Дарвин, проведет реконструкцию действующего грузового терминала порта. APT, кроме того, будет арендовать линию длиной 820 км Таркула - Алис-Спрингс. После эксплуатации в течение 50 лет железная дорога должна быть передана правительству Содружества.
     В финансировании проекта задействованы разные структуры, основную долю средств предоставляет частный сектор. В качестве генерального подрядчика - исполнителя проектных и строительных работ выбрана независимая компания ADrail, с которой заключен контракт стоимостью 1,1 млрд. дол.
     Для оценки потенциала новой линии выполнен ряд серьезных исследований по прогнозированию грузопотоков между портом и крупными центрами Австралии. В настоящее время ежегодно около 30 тыс. контейнеров доставляется из Аделаиды в Алис-Спрингс, где их перегружают на автомобили для доставки в порт на расстояние 1400 км.
     Эффективность эксплуатации новой железной дороги зависит от того, насколько данный вариант перевозок окажется привлекательным для экспортеров и импортеров, обычно пользующихся услугами южных портов. Australian Railroad Group и SANT Holding выполняют функции экспертов в областях логистики, эксплуатации железных дорог и портов для FreightLink, эксплуатационной компании APT. Бизнес-план строится в расчете как на внутренние перевозки, так и трансконтинентальные, общий объем перевозок грузов по однопутной линии оценивается минимум в 3 млн. т в год.
     Основным партнером FreightLink в части железнодорожных перевозок является Australian Railroad Group, в которую входят железные дороги Australia Western и Australia Southern. Предусматриваются ежедневные отправления поездов в обоих направлениях, согласованные с отплытием судов из порта. Планируется осуществлять перевозки поездами длиной 1600 м с тремя локомотивами мощностью 4000 л. с., следующими с максимальной скоростью 90 км/ч, что позволит выполнять рейс Дарвин - Аделаида за 48 ч.
     FreightLink рассчитывает, что основными пользователями будут предприятия штатов Виктория и Южная Австралия, для которых порт Дарвин представляет выход на мировые рынки. Прогнозируется, что первоначально годовой объем перевозок контейнеров составит 10 тыс. ед., к 2008 г. может возрасти до 50 тыс. ед.
     По сравнению с морским транспортом железная дорога обеспечит сокращение вдвое времени доставки из городов юго-востока страны на север, повысит надежность транспортировки при уменьшении расходов, создаст новые рынки для скоропортящихся и чувствительных к времени доставки продуктов.
     Компания FreightLink гарантирует гибкое реагирование на рыночные и сезонные изменения за счет маркетинга и интеграции услуг компаний автомобильного и железнодорожного транспорта, портовых служб и экспедиторских фирм. Автоматизация функции слежения за отправками на каждом этапе продвижения также повышает шансы привлечения грузоотправителей.
     Пассажирская компания Great Southern Railway планирует продлить маршрут туристического поезда The Ghan в Дарвин с отправлением дважды в неделю в пиковые периоды. Компания рассчитывает на прирост 35 тыс. пассажиров в год. Расписание предусматривает стоянку 6 ч в Алис-Спрингсе с последующими остановками в Теннант-Крике и Катерине.
     Функции текущего содержания переданы компании BJB, которая с апреля 2001 г. уже обслуживает линию длиной 820 км Таркула - Алис-Спрингс, построенную компанией Australian National в 1980 г. Начиная с 2004 г. BJB будет выполнять текущее содержание линии из Таркулы в порт Дарвин на всем ее протяжении.
     В сферу BJB входят подбивка пути, контроль за растительностью (причем не только в полосе отвода, но и на подъездных дорогах), выявление дефектных рельсов и их замена, капитальный ремонт верхнего строения пути, содержание напольных сигналов и переездов, ввод временных ограничений скорости в случае ливней или транспортных происшествий. BJB должна также контролировать состояние дренажной системы, мостов, включая переходы через реку Финк с 15 пролетами длиной по 30 м и реку Хью с девятью такими же пролетами. Предусмотрены еженедельные инспекции состояния рельсов, шпал и скреплений, стрелочных переводов, балласта, геометрии и поперечной устойчивости пути. В ведении компании находятся вопросы принятия мер в экстренных случаях.
     Трасса линии проходит в местности с экстремальными температурными условиями. Дневная температура воздуха в районах пустынь достигает 40 градусов Цельсия, ливни набирают максимальную силу в считанные минуты. В прибрежных районах климат тропический с температурой 30 - 35 градусов Цельсия и высокой влажностью. Встречающиеся мангровые заросли создают дополнительные трудности. График строительных работ составлен с учетом местных условий, сухих и влажных сезонов.
     К апрелю 2002 г. по проекту были заключены контракты на сумму более 600 млн. дол. Консорциум обязан при распределении заказов учитывать интересы населения прилегающих районов, поэтому он намерен израсходовать до 75 % средств по проекту в Северной Территории и Южной Австралии. Около 2000 чел. будут задействованы на строительстве и 120 чел. в штате железной дороги и порта. Коренным жителям предоставлены возможности профессиональной подготовки и выбора рабочих мест.
     Создано шесть мобильных строительных лагерей с разной (от 30 до 250 чел.) численностью персонала, обслуживающих 16 площадок. Постоянные базы обустроены в городах Катерин и Теннант-Крик.
     В конце 2001 г. в этих же городах завершены подготовка базы для сварки рельсовых плетей и строительство двух заводов по производству шпал. Завод в Теннант-Крике приступил к работе в январе 2002 г. и выпускает 2400 шпал/сут, завод в Катерине начиная с февраля 2002 г. - 1600 шпал/сут. Для вождения рабочих поездов предполагается использовать восемь тепловозов серии 22.
     Укладку пути предполагалось вести в направлении к югу от Катерина со скоростью 1,6 км/сут. Этот начальный участок линии будет использоваться для организации доступа к местам заготовки балласта. С началом сезона дождей основные силы должны быть перемещены на участки южнее Теннант-Крика. Основной объем земляных работ должен быть выполнен в середине 2003 г., путь на участке Катерин - Теннант-Крик - уложен к декабрю 2003 г. В марте 2002 г. планировали заказать восемь тепловозов серии 422 мощностью 2000 л. с. Основные контракты по проекту заключены со следующими компаниями: на модернизацию тепловозов и вагонов - EDI Rail, строительство путеукладочного поезда - Harsco Track Technologies, оснащение тепловозных депо в Катерине и Теннант-Крике - Albuilt Construction, производство рельсов - OneSteel, рельсовых скреплений Fastclip - Pandrol Australia, стрелочных переводов - Pacific Rail Engineering, транспортирование рельсов и балласта - Australia Southern Railroad, проектирование и строительство пути - ADrail JV.
     Ввод линии в эксплуатацию запланирован на начало 2004 г.
Версия для печати
screenRenderTime=1