СМИ об РЖД

Мобильность населения и общественный транспорт

История развития общества неразрывно связана со стремлением людей к перемене мест. Возможность передвижения является необходимым условием для работы и учебы, поездок на отдых, за покупками, способы и средства передвижения определяют социальный статус человека. Роль общественного транспорта до недавнего времени не связывалась с аспектом возможности передвижения. С появлением понятия мобильности населения положение изменилось. В настоящее время представления об общественном транспорте ассоциируются с мобильностью населения.
     Мобильность стала общеизвестным понятием, которое по-разному понимается разными людьми. Для одних это возможность с одинаковой степенью надежности планировать поездку на общественном и частном транспорте, для других - уверенность в приезде в пункт назначения в намеченное время. Потенциальный пассажир может оставить автомобиль дома, если уверен, что поездка другими видами транспорта удобнее. Мобильность подразумевает выбор более удобного вида транспорта.
     В большинстве городов ежедневное перенасыщение улиц автомобилями, загрязнение воздуха становятся невыносимыми и реально ухудшают качество жизни как с экономической, так и с социальной точки зрения. Поэтому средствам городского транспорта с большой провозной способностью следует отдавать более высокий приоритет. Однако общественный транспорт в свою очередь должен быть более эффективным и привлекательным для всех слоев населения, в том числе доступным для инвалидов.
     В современных ориентированных на потребителя экономических условиях необходимо предоставить населению возможность выбора из широкого спектра разнообразных и гибких транспортных вариантов. Городским жителям требуются не только более частые и разветвленные сообщения, но и обслуживание на более высоком уровне. К 2020 г. более 60 % населения мира будет сконцентрировано в городах, прогнозируется рост на 50 % спроса на транспортное обслуживание. В основном прогнозы распространяются на крупные конурбации, которые уже испытывают чрезмерную загруженность автомобильным транспортом и загрязнение атмосферы.
     Общественный транспорт должен быть более гибким для удовлетворения современных потребностей, конкурентоспособным и в большей степени ориентированным на обслуживание. Во многих городах мира уже накоплен подобный опыт. Тенденции либерализации с усилением конкуренции как ее следствия способствуют ускорению темпов изменений.
     За последние 5 лет существенные перемены на общественном транспорте связаны с появлением компаний мирового уровня как на частном, так и на общественном транспорте. Последний больше не ограничен узкими рамками внутренних рынков. Внедрение новых методов менеджмента, принятых в частном секторе, также дает положительный эффект, повышая уровень обслуживания и способствуя появлению новых брендов.
     Развитие с точки зрения мобильности не всегда означает строительство новой и дорогой инфраструктуры. Например, исследования показали, что общественный транспорт теряет до 21 % пассажиров в силу отсутствия достаточной информации. Легко доступная и ясная информация, а также проста процедура приобретения билетов становятся решающими факторами при выборе вида транспорта, если выполнены традиционные условия относительно частоты сообщений, длительности поездки и уровня комфорта. Железные дороги добились улучшений в области информационного обслуживания пассажиров, в том числе средствами сети Интернет.
     Современные средства связи позволяют размещать центры информационного обслуживания пассажиров в районах с высокой безработицей и эксплуатировать их с низкими затратами. Этот подход применила компания Virgin Trains, которая разместила центр дистанционной продажи билетов на севере Шотландии. В Нидерландах информационная система общественного транспорта имеет один легко запоминающийся номер телефона, ставший своеобразным брендом для всех поездок в пределах страны.
     Рельсовый транспорт эффективнее использует пространство. Например, по железной дороге с полосой отвода шириной 9 м можно перевозить 50 тыс. пассажиров/ч в одном направлении, тогда как для транспортирования такого же числа пассажиров требуется автомобильная дорога шириной 175 м.
     Железная дорога может перевозить больше пассажиров и быстрее, чем любой другой вид транспорта. Однако комфорт и привлекательность связаны с удобством пересадок между видами транспорта. Здесь еще многое должно быть сделано. Интеграция с другими видами транспорта, особенно в плане информационного обслуживания и продажи билетов, может сделать общественный транспорт более удобным.
     В Париже разработана концепция Service Village, которая преобразует пересадочные пункты в малые бизнес- и торговые центры, интегрированные в окружающую городскую среду. Например, на станции Дефанс имеется кибер-кафе, площадки для проведения выставок и деловых мероприятий, конференц-залы, молодежный центр, туристические компании и информационная служба.
     В Граце, Австрия, такой центр расположен в одной из наиболее важных узловых точек города. Здесь предлагается информация обо всех почти 50 компаниях общественного транспорта, эти же сведения можно получить по телефону или факсу. Центр располагает данными по всем аспектам транспортного обслуживания, включая предоставляемое Федеральными железными дорогами Австрии, аренду автомобилей и велосипедов, продажу билетов.
     Ценность таких центров возрастает в периоды изменений, например, таких, как введение новых тарифов, переход на новое расписание, в случае сбоев в обслуживании, так как своевременное информирование пассажиров позволяет сохранять доверие последних и предотвращать потери объемов перевозок.
     Собственно, города постоянно претерпевают изменения в силу действия экономических, социальных и промышленных факторов, ведущих к угасанию одних районов и расцвету других. Транспорт играет важную роль и в этих процессах.
     Успех железнодорожной связи через пролив Эресунн между Данией и Швецией достигнут благодаря политическим соглашениям, которые позволили преодолеть проблемы эксплуатационной совместимости двух железнодорожных систем. В результате регион Эресунн получил импульс к развитию в качестве нового экономического района с выходом к Балтийскому морю. Транспортная доступность повышает привлекательность региона с точки зрения инвесторов и коммерческих предприятий.
     Вместо традиционного подхода с ожиданием роста спроса до уровня, когда становится экономически оправданным развивать предоставляемое обслуживание, был принят противоположный - современная транспортная связь появилась раньше и достигла уровня экономической целесообразности за короткое время в силу привлекательности предлагаемого обслуживания. Такой подход стал возможным благодаря инновационному финансированию через правительственные займы с гарантиями со стороны частного сектора.
     Жестко ограниченные возможности парковки в центре Копенгагена также в значительной мере способствовали популярности железнодорожной связи. Как результат, железнодорожное сообщение сегодня развивается гораздо успешнее, чем параллельное автомобильное.
     Линия трамвая в лондонский район Доклендс оказалась более популярной, чем ожидалось при проектировании, и стала движущей силой возрождения этого района после закрытия Лондонского порта. Частные источники финансирования обеспечили строительство системы в то время, когда трамвай был менее популярен, чем в настоящее время. Поэтому трасса линии не так развита, как хотелось бы, и пересадки недостаточно удобны.
     Портленд (штат Орегон) - один из нескольких городов США с развитым общественным транспортом, преимущественно линиями трамвая. Горожане отдают предпочтение трамваю в силу надежности и регулярности сообщений в отличие от поездки на автомобилях. Это означает поворот в сознании людей в сторону применения общественного транспорта.
     Строительство новых линий метрополитена в Гонконге интегрировано в проекты освоения районов, ими обслуживаемых. Секции зданий строят над станциями, такие комплексы представляют собой интегрированные элементы городской застройки. Общественный транспорт в Гонконге развит настолько, что пользование автомобилем считается непозволительной роскошью, в крайнем случае его арендуют.
     Переустройство старых промышленных зон или районов меняет лицо городов и оказывает серьезное экономическое влияние на общество, как показали недавние исследования, проведенные Международным союзом общественного транспорта и университетом Murdoch, Перт (Австралия). Исследование с анализом более 200 показателей охватило более 100 городов мира. Оказалось, что стоимость транспорта для общества гораздо ниже в таких плотно населенных городах, как Токио, Сингапур, Париж, НьюЙорк или Гонконг, где интенсивно используется городской транспорт, чем в городах больших по площади, но с меньшей плотностью населения, например в Хьюстоне или Лос-Анджелесе. Приходит понимание того, что использование автомобиля обходится в 1,5 - 40 раз дороже, чем общественного транспорта.
     Эффективный и активно используемый общественный транспорт нельзя рассматривать как атрибут только современных городов с высокой плотностью населения. Он прекрасно вписывается в улицы городов с большой историей, например Вены, где почти 40 % жителей пользуются общественным транспортом. Развитая сеть линий метрополитена и трамвая, на которых обращаются современные вагоны с низким уровнем пола, гарантирует право жителей города на мобильность.
     Однако развитие эффективного общественного транспорта требует средств и поиска новых схем финансирования с привлечением частных источников. Лидирует в применении новых методов финансирования Великобритания, хотя разделение инфраструктуры и эксплуатационной работы создало некоторые проблемы, а аспекты безопасности пострадали при переходе к новым методам организации и менеджмента контрактов. Этот опыт должен быть учтен. Управление инфраструктурой представляет баланс между многими элементами, но ни один из них не имеет такого значения, как безопасность.
     В заключение следует отметить, что в последние десятилетия городские и пригородные пассажирские перевозки претерпели серьезные изменения в количественном и качественном плане. Жители совершают более продолжительные поездки на работу, учебу или отдых. Изменение стиля и образа жизни, привычек означает, что растет число поездок с целью развлечений или совершения покупок, что само по себе не означает обязательной потребности в услугах общественного транспорта. Появляются новые требования к мобильности, удовлетворять которые целесообразно при участии общественного и личного транспорта.
Версия для печати
screenRenderTime=1