СМИ об РЖД

Мы не будем брать взаймы у заграницы

Был легкий способ решения проблемы - взять взаймы у заграницы. Но то был скользкий путь: не успел бы и глазом моргнуть - как уже на "крючке", попал в зависимость к иностранному производителю.
     Вчера свой деловой визит в Воронеж министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев начал с посещения вагоноремонтного завода имени Тельмана. И это объяснимо: предприятие, 1 июня отметившее свое девяностолетие, находится на пороге серьезной реконструкции.
     Завод прошел большой путь развития от полукустарных вагоноремонтных мастерских до крупного предприятия транспортной индустрии. С начала 90-х он занимается капитально-восстановительным ремонтом пассажирских вагонов и занимает ведущее положение в отрасли. Тельманцы первыми стали выполнять капитально-восстановительный ремонт вагонов для межобластного сообщения. Но отремонтированные здесь за последние годы 200 с лишним вагонов, конечно же, не могли удовлетворить спрос в современном подвижном составе. Поэтому было принято решение на базе завода имени Тельмана создать вагоностроительное предприятие. И министр хотел еще раз убедиться в правильности этого выбора.
     Надо сказать, что он не был разочарован. Вместе с директором Валерием Николаевым они прошли по заводским цехам. Право же, в обновленных салонах - с кондиционированием, телевизором, удобными сиденьями и хорошо продуманными интерьерами - трудно узнать старые пассажирские вагоны. Произошли изменения не только качественные, но и количественные. Только за последние полтора года объемы капремонта выросли почти в 8 раз (!).
     Говорили с заводчанами и о будущем предприятия. Предусмотрено, что уже в 2007 году предприятие выйдет на проектную мощность - выпуск 350 пассажирских вагонов нового поколения. В Воронеже, по сути, появится новый завод, оснащенный оборудованием, которое позволит использовать новейшие технологии в вагоностроении.
     Разговор о перспективах был продолжен на переговорах министра с главой администрации Воронежской области Владимиром Кулаковым. Обсуждались не только проблемы предстоящей реконструкции, но и участие ряда воронежских предприятий в реализации проекта выпуска современных пассажирских вагонов. Взаимная заинтересованность сторон легла в основу принятых решений, которые укладываются в одну ключевую фразу: "Воронежскому вагону быть!"
     Министр еще раз показал свое стремление помочь развитию предприятий железнодорожной индустрии, когда побывал на локомотиворемонтном заводе имени Дзержинского. Здесь с приходом пять лет назад нового директора Николая Верховых произошли разительные изменения. Не случайно МПС дало предприятию статус базового, сервисного. Завод не один раз занимал первые места в отраслевом соревновании и является флагманом воронежской промышленности. В прошлом году здесь отремонтировали 242 секции локомотивов, достигнув проектного "потолка". Теперь штабом отрасли поставлена задача преодолеть следующий рубеж - увеличить объемы работы более чем в два раза и довести выпуск из ремонта до 600 секций в год. Для этого ведется строительство нового электроаппаратного цеха и тепловозосборочного комплекса.
     Какими будут обновленные в Воронеже локомотивы, Геннадию Фадееву показали на примере уже отремонтированного тепловоза, в котором, право же, трудно узнать "работягу" 2ТЭ116. Это плод совместной работы предприятия и Коломенского ВНИТИ. Главные изменения - в кабине и модернизированном дизель-генераторе. Для машиниста, впервые попавшего на новое рабочее место, здесь все непривычно: два экрана компьютера, самолетные кресла, пульт с сенсорным управлением, продуманный интерьер. А над кабиной даже маленькая спутниковая антенна, через которую поступают команды на КЛУБ - модернизированное комплексное локомотивное устройство безопасности. На дисплее КЛУБа высвечиваются "фотография" движения, вся необходимая информация, а также фиксируются ошибки машиниста. Второй экран - технологический, на него подаются параметры состояния дизель-генератора, различных узлов и устройств.
     Локомотив, подвергшийся модернизации, был изготовлен на Луганском тепловозостроительном заводе 20 лет назад. После такого срока эксплуатации его в принципе надо было отправлять в металлолом. Но заводчане и разработчики утверждают, что теперь ресурс машины продлен чуть ли не вдвое.
     Кстати, обкатку тепловоза после глубокой модернизации проводил заводской машинист Сергей Белан. По его мнению, главная сложность - нужно будет преодолеть психологический барьер доверия к компьютеру. Тем более что в кабине, кроме привычного контроллера, для его коллег все внове. Но думается, что это вопрос времени. Старый новый тепловоз придется ко "двору" на сети дорог, ведь он не только более мощный по сравнению со своими "собратьями", но и более экономичный.
     Сегодня железнодорожная сеть России испытывает острую потребность в новых локомотивах, пассажирских и грузовых вагонах, Конечно, был легкий способ решения проблемы - взять взаймы у заграницы. Всемирный банк сам предлагал кредиты. Но то был скользкий путь: не успел бы и глазом моргнуть - как уже на "крючке", попал в зависимость к иностранному производителю. Разумнее развивать собственное локомотиво- и вагоностроение, повернув небогатый поток инвестиций в свою отрасль. И время подтвердило полную состоятельность политики государственного прагматизма. Как видно на примере Воронежа, здесь заводчане уверенно набирают темпы роста и объемы, с тем чтобы удовлетворять запросы отрасли в тяге и в пассажирских вагонах. К тому же наши заводы "разогревают" всю экономику миллионного города и Центрального Черноземья в целом. А это тоже благо для страны.
     Приезд министра путей сообщений на Юго-Восточную был связан еще с одним событием: представлением коллективу нового начальника дороги Анатолия Володько. От своего предшественника Михаила Акулова он получил хорошее наследство - магистраль, которая впервые после семилетнего перерыва стала победителем отраслевого соревнования. Геннадий Матвеевич пожелал закрепить это достижение, успешно пройти нелегкий путь структурного реформирования, сохранить и приумножить все лучшее, что есть на Юго-Восточной.
     В своих выступлениях губернаторы Воронежской и Белгородской областей Владимир Кулаков и Евгений Савченко, заместитель главы администрации Липецкой области Юрий Алтухов, начальник управления транспорта администрации Тамбовской области Виталий Чарыков с удовлетворением отмечали, что происходящие на Юго-Восточной позитивные изменения они связывают с той политикой отрасли, которую проводит министр путей сообщения Геннадий Фадеев. В их выступлениях сквозила уверенность, что все проблемы региона и дороги будут и дальше решаться на взаимовыгодной основе.

Олег Столяров, Василий Рыжков

Версия для печати
screenRenderTime=1