СМИ об РЖД

12.02.2020Газета "Северная магистраль" (Северная железная дорога)

Переход на следующий уровень

Олег Назаров, заместитель начальника СЖД – главный ревизор по безопасности движения поездов:

По итогам четвертого квартала минувшего года СЖД не опустила планку, заняв в рейтинге достойное четвертое место.

– Олег Петрович, какие основные показатели позволили удержать лидирующие позиции?

– Прежде всего, благодаря снижению количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – 119 против 155 событий за аналогичный период 2018 года (– 23%).

– Какие меры привели к столь значимому результату?

– Мы неуклонно используем положения и инструменты, определенные Стратегией обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге "РЖД". Особое место занимает корпоративная сертификация системы менеджмента безопасности движения на Северной железной дороге. В прошлом и позапрошлом годах сертификаты соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса выданы 46 подразделениям, руководители и трудовые коллективы которых достигли значимых успехов в обеспечении надежности и безопасности перевозочного процесса и показали стремление к созданию эталонного подразделения.

Сертификат – не простая бумажка. В его получение вкладывается колоссальный труд. Сначала всесторонне оценивается потенциал предприятия, технический, кадровый, еще множество критериев, делается вывод, способно ли оно получить статус сертифицированного. А потом начинается кропотливая ежедневная работа по совершенствованию. Она весьма продолжительна – от момента инициирования процесса до получения сертификата может пройти от года до трех лет. И даже незначительные нарушения безопасности движения могут свести на нет все усилия. Но зато, получив сертификат, предприятие обретает и своеобразный "паспорт доверия", освобождаясь от плановых технических ревизий.

Согласно алгоритму измерения зрелости культуры безопасности средняя оценка в подразделениях Северной в прошлом году составила три с половиной из максимальных пяти баллов. Это хороший результат.

Есть еще ряд оценок процесса, которые показывают, что большинство коллективов дорожных дирекций находятся на стадии "определенный", а это уже граничит с переходом к следующему уровню – "управляемый и измеримый". Задача достигнуть его ставится на текущий год.

Культура безопасности – очень непростой психологический процесс. В ходе него каждый работник, независимо от занимаемой должности, должен уйти от принципа "моя хата с краю", осознать себя не бессловесным винтиком огромного механизма, а членом единой команды, от действия и принципиальности которого зависит работа этого механизма, не бояться выявлять недостатки, открыто говорить о них, осознавая свою причастность к жизни железной дороги. И все больше работников СЖД принимают эти принципы.

Отмечается рост профессионализма и теоретической подготовки работников дороги в обеспечении безопасности движения: на восьмой общесетевой Викторине 2019 года на знание Правил технической эксплуатации железных дорог РФ представители Северной дороги заняли первые места в шести из 15 номинаций.

Бдительность и ответственность не остаются без внимания: в минувшем году 1 557 работников поощрены из лимита начальника дороги за обеспечение безопасности (выявление случаев, которые могли создать угрозу безопасности движения поездов и жизни населения, и оперативное принятие мер по их ликвидации, своевременная ликвидация последствий природного и техногенного характера; положительные результаты в работе при подготовке хозяйств к летним пассажирским перевозкам и к работе в зимних условиях).

– Как оценивает руководство компании работу ревизорского аппарата дороги?

– Вполне объективно. Знаком доверия можно считать прошедшую в Ярославле школу передового опыта заместителей начальников железных дорог – главных ревизоров по безопасности движения поездов. На ней поднималось немало актуальных вопросов, в том числе много внимания было уделено формированию Компонентной модели трансформации СМБД как технологического стандарта создаваемого программного обеспечения в "цифровой" железной дороге.

В настоящее время по поручению начальника Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шевкета Шайдуллина разрабатываем пакет нормативных документов, направленных на устранение нарушений в работе устройств СЦБ. В дальнейшем эти нормативы будут тиражированы на сети.

Дорожные ревизоры выполняют колоссальную работу, например, в зоне ответственности одного участкового ревизора-путейца может находиться до 1 200 км пути. Но с поставленными задачами справляемся успешно прежде всего за счет высокого профессионализма. В ревизорский аппарат изначально идут лучшие из лучших работников из разных дирекций. Здесь они становятся железнодорожниками-универсалами. Со временем, к примеру, бывший локомотивщик начинает разбираться в тонкостях работы путейца, движенца, вагонника. И ревизорский аппарат по праву считается кузницей кадров для дороги. Тот, кто прошел эту школу, – априори специалист высочайшего уровня.

– Какие задачи предстоит решить ревизорскому аппарату в текущем году?

– Обеспечение функциональной безопасности движения на основе профилактики нарушений, внедрение принципов системы менеджмента безопасности движения, мотивация и культура безопасности в развитии инноваций, формирование компетенций персонала и развитие коммуникационного пространства.

Но при сохранении этих базовых направлений еще непочатый край работы по их совершенствованию и поднятию на более высокий качественный уровень.

 

Фото: Роман Зангиров

 

Беседовал Владимир Савичев

Версия для печати
screenRenderTime=1