СМИ об РЖД

РЖД надеются на благоприятный исход переговоров ТЭПК с правительством по строительству железной дороги к Элегесту

ОАО "Российские железные дороги" надеется на благоприятный исход переговоров инициаторов проекта по строительству железной дороги Кызыл – Курагино к Элегестскому угольному месторождению с правительством РФ о финансировании проекта.

"Для Тувы и для страны очень важно, чтобы железная дорога была", – заявил генеральный директор РЖД Олег Белозёров, отвечая на вопросы сенаторов в ходе заседания Совета Федерации в среду.

"Концессионное соглашение было заключено специально созданной проектной компанией, где мы не являемся участником этого процесса с РФ. Мы являемся генеральным подрядчиком, с нами был заключен договор на производство проектных и строительных работ. Конкурс был проведен буквально несколько недель назад, (он) завершен, (требуется время) для подписания договора на изменение проектной документации", – сообщил топ-менеджер.

"А вот в отношении строительства по концессионному соглашению появляются разные нюансы – это взаимоотношения между проектной компанией и правительством. Мы участвуем. Еще, вероятно, будет определенный раунд обсуждений в ближайшее время. Надеемся, что все это закончится положительно. Мы свою часть проектирования точно выполним в срок", – добавил он.

Как сообщалось ранее, концессионером проекта по строительству железнодорожной ветки КызылКурагино с выходом на Транссибирскую магистраль является "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) Руслана Байсарова. По новой линии компания планирует вывозить уголь с Элегеста, лицензия на разработку которого принадлежит ТЭПК. Запасы месторождения составляют свыше 850 млн тонн коксующегося угля.

При этом в апреле 2019 г. компания Байсарова подписала с "Российскими железными дорогами" соглашение, по которому монополия выступает генеральным подрядчиком строительства. Ожидаемый объем грузоперевозок с Элегеста – 15 млн тонн в год (хотя обсуждается и возможность увеличения пропускных мощностей до 27 млн тонн: в регионе расположены ресурсные активы и других компаний).

Однако с финансовым обеспечением проекта остаются вопросы. Новый раунд обсуждения начался в конце прошлого года. По итогам совещаний в ноябре-декабре у министра финансов Антона Силуанова (тогда также занимал пост первого вице-премьера РФ) была предварительно зафиксирована следующая структура финансирования железнодорожного проекта. Общая стоимость строительства 410-километровой линии оценивается в 163 млрд руб. 32 млрд руб. из этой суммы должны быть выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 50 млрд руб. – в виде капитального гранта, 15 млрд руб. ожидаются со стороны ВЭБа и коммерческих банков в качестве кредитов.

Еще 66 млрд руб., как предполагается, выделят РЖД "без получения доходности и возвратности", говорилось в письме зам. главы Министерства экономического развития РФ Ильи Торосова в аппарат правительства. Причем ранее источник "Интерфакса", знакомый с ходом рассмотрения вопроса, сообщал, что монополия готова рассмотреть возможность участия в строительстве железной дороги и его финансирования в рамках своей инвестиционной программы, но "исключительно" при "перепроектировании и актуализации проектно-сметной документации (ПСД)".

По крайней мере, так позицию РЖД на совещании в Минэкономразвития обозначала ТЭПК, говорил собеседник агентства: стороны уже провели соответствующие обсуждения на корпоративном уровне. "Российские железные дороги" хотят подтверждения стоимости проекта и определения более точной суммы возможного участия, уточнял источник "Интерфакса". По его словам, монополия заинтересована в доходности не менее 10% годовых при не более чем 20-летней возвратности вложений. Также, добавлял собеседник, для проекта необходимы налоговые льготы на 51 млрд руб.

Возврат средств должен осуществляться за счет денежного потока горно-обогатительного комбината на Элегесте, который планируется создать в рамках комплексного проекта ТЭПК. Правда, в презентации Минэкономразвития отмечалось, что на линии ЭлегестКурагино необходимо снизить железнодорожный тариф на 60% (до 790 руб. за тонну) и изменить структуру финансирования проекта для снижения долговой нагрузки. Бюджетная эффективность оценивалась в 55 млрд руб.

Проектирование железной дороги предполагалось начать с 1 января 2020 г., решить вопрос о финансировании со стороны РЖД – к 1 апреля. Изменение условий концессии, решение о капитальном гранте и о финансировании из ФНБ ожидались к 1 июля. Через год после этого планировалось начать само строительство. При этом к апрелю 2021 г. должно было быть организовано финансирование со стороны банков. В эксплуатацию объект предполагалось ввести к 2026 г.

К 20 февраля РЖД и ТЭПК проработают вопрос о дополнительной грузовой базе линии Кызыл-Курагино, говорил источник "Интерфакса", знакомый с письмом Торосова. Такие договоренности были достигнуты в ходе ряда совещаний, состоявшихся в конце 2019 и начале 2020 гг. Кроме того, до 31 декабря 2020 г. "Российские железные дороги" уточнят сметную стоимость железнодорожного проекта и представят актуализированную ПСД. Предполагается, что после этого до 31 мая 2021 г. будет получено заключение Главного управления государственной экспертизы и параллельно с проектированием – внесены изменения в действующее концессионное соглашение.

Кроме того, к 31 декабря 2020 г. "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" совместно с ВЭБом должны актуализировать финансовую модель всего комплексного инвестиционного проекта – для отражения фактически понесенных ТЭПК затрат, а также представить его актуализированную модель в РЖД и Министерство экономического развития для окончательного закрепления структуры финансирования. В течение 2020 г. также предполагается провести гидрогеологические исследования и получить заключения внешних консультантов (включая финансово-технический аудит, маркетинг, юридическую экспертизу, подготовку заключения по запасам угля).

При этом к 1 февраля "Российские железные дороги" должны были проработать и предложить механизмы своего участия в финансировании строительства линии, "при которых минимизируются риски признания монополии контролирующим акционером". Кроме того, совместно с ВЭБом и ТЭПК планировалось составление укрупненного плана-графика по реализации всего комплексного проекта для дальнейшей его детализации и подготовки к марту "дорожной карты". В РЖД "служебную переписку не комментируют".

В то же время Торосов отмечал, что существует риск изменений предварительно зафиксированной структуры финансирования, а также технических и стоимостных условий финансирования комплексного проекта по итогам экспертизы. Одновременно затраты на финансово-технический аудит и исследования, по информации ВЭБа и "Тувинской энергетической промышленной корпорации", составят не менее 1 млрд руб.

Учитывая, что собственные средства у ТЭПК отсутствуют, компании потребуется предоставить бридж-кредит на разработку и актуализацию проектно-сметной и исходно-разрешительной документации, а также экспертизы, необходимые для подтверждения технико-экономических параметров комплексного проекта, добавляет в письме чиновник. Однако этот вопрос ВЭБ рассмотрит только при условии присвоения этому комплексному проекту статуса "имеющих общегосударственное значение для экономики РФ". Все эти вопросы предполагается обсудить на встрече после 1 февраля.

Победителем тендера на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ для строительства линии недавно было признано АО "Институт "Стройпроект" (ИСП, Санкт-Петербург). ИСП окажет эти услуги за 5,45 млрд руб. с учетом НДС. Компания к сентябрю 2021 г. проведет предпроектную подготовку и изыскания, разработает проектную документацию, проведет ее экспертизу, а также подготовит конкурсную документацию для дальнейшей реализации проекта.

Согласно конкурсной документации, объем грузоперевозок со второго года эксплуатации ветки составит 9,3 млн тонн (нетто) в год, с пятого по десятый – 15 млн тонн. Весовая норма грузовых поездов с углем оценивается в 6-6,3 тыс. тонн каждый, их максимальная скорость – 90 км/ч. Срок строительства железной дороги оценивается в 4,5 года. Инвестором и техническим заказчиком выступит структура ТЭПК – АО "ТЭПК "Кызыл-Курагино" (Москва).

Версия для печати
screenRenderTime=1