СМИ об РЖД

22.01.2020Газета "Московский железнодорожник" (Московская железная дорога)

В будущее попадут лучшие

Максим Болтенко, ведущий специалист по управлению персоналом центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики МЖД

В 2019 году в мероприятиях для молодежи на полигоне Московской железной дороги приняли участие 11 315 работников, охват увеличился на 16% по сравнению с предыдущим годом. Свой вклад в рост популярности внесла новая структура – актив молодежи.

Растет число сторонников концепции непрерывного обучения на протяжении всей жизни (англ. life-long learning). Сама мысль не нова, еще римский философ Луций Анней Сенека, родившийся в IV веке до н. э., сформулировал: "Век живи – век учись тому, как следует жить". Важно понимать, что именно сейчас в период перехода страны к экономике знаний, большую ценность будут иметь работники, обладающие способностью постоянно овладевать новыми умениями, осваивать сложную технику и программные продукты, разрабатывать творческие инженерные решения.

Молодежная политика РЖД ставит перед собой амбициозную цель: создание и поддержание питательной среды, которая сделает компанию привлекательной для молодых специалистов, обеспечит высокопотенциальные кадры условиями для развития и планомерного вступления в железнодорожное сообщество. Эта цель, сохраняя лучшие железнодорожные традиции, находится на острие инновационных преобразований.

Необходимость появления особых условий становления молодежи предопределили как демографические факторы и экономические перемены, так и цифровые технологии, стремительно трансформирующие окружающее пространство, и сам способ взаимодействия человека с миром. Распространяясь в достаточно консервативной корпоративной культуре ОАО "РЖД", молодежная политика стала своеобразным катализатором формирования кадров в масштабах крупной компании. Она дала осязаемые плоды: на Московской железной дороге сформировалось устойчивое сообщество молодых профессионалов, нацеленных на всестороннее развитие. Это сообщество назвали активом молодежи.

Вступление в это сообщество выражается через участие в тематических сообществах и мероприятиях со сверстниками. В каждом регионе столичной магистрали, в железнодорожных узлах, в каждом структурном подразделении функциональных филиалов и на многих линейных предприятиях действуют территориальные и локальные активы. Их координацию осуществляет Дорожный центр оценки, мониторинга персонала и молодежной политики (ДЦОМП).

Лидеры движения выбираются председателями локальных и территориальных активов. В идеале председатели должны брать на себя роль наноинфлюенсера (англ. Influence – "влияние") – человека, чье мнение значимо для определенной небольшой аудитории, которое он доносит в том числе с помощью социальных сетей. В нашем случае такой аудиторией становится коллектив предприятия, дирекции, региона и других структур. Лидеры взаимодействуют с председателем актива молодежи дороги Антоном Гаревских, а тот в свою очередь находится в контакте с начальником Московской магистрали Михаилом Глазковым. Руководитель дороги лично курирует работу актива по 5 направлениям: информационной и инновационной деятельности, адаптации, спорту, а также волонтерству и духовно-нравственному воспитанию.

Актуальные темы, которыми увлекаются новые поколения Y и Z, постоянно варьируются. Ячейками, фактически позволяющими сотрудникам выражать собственные устремления через практическое созидание, стали тематические сообщества. Они сформировались вокруг таких направлений, как проектное управление, интеллектуальные игры, спортивные мероприятия, творческое самовыражение, наставничество, добровольчество и другие. Каждая тема позволяет человеку взращивать в себе различные качества и компетенции – от командообразования и силы воли до ораторского искусства и эффективной коммуникации. Молодой работник, оказываясь среди заинтересованных в собственном развитии коллег, порой незаметно для самого себя, ускоряет профессиональное и личностное становление. Ко всему прочему, каждое мероприятие, помимо целей, обусловленных заданной темой, ставит перед собой дополнительные задачи в виде сплочения профессионального сообщества и поиска кадров с высоким потенциалом.

Сотрудников, зарекомендовавших себя в молодежной среде, зачисляют в кадровый резерв компании для продвижения на руководящие позиции. Их приглашают на обучение по управленческим и профессиональным программам в АНО ДПО "Корпоративный университет "РЖД" и оценивают корпоративные компетенции. Часто это люди, внедрившие в производство не один проект, получившие опыт работы модераторами, спикерами и экспертами мероприятий.

Кадровые резервисты группируются в отдельный поток на ежегодном слете молодежи Московской железной дороги, который по-прежнему остается главной очной площадкой, где таланты получают импульс к дальнейшему прогрессу. Программа мероприятия предусматривает бесплатное для работников прохождение тренинговых программ и мастер-классов, развивающих критическое мышление, эмоциональный интеллект, управленческие компетенции и безопасное поведение в социальных сетях. Помимо обучения, на слете организуются "круглые столы" и панельные дискуссии с экспертами и руководителями дороги. В результате участники мероприятия приобретают полезные знакомства и завязывают крепкую дружбу с коллегами из смежных подразделений.

Проведение слета молодежи – это прямая инвестиция в человеческий капитал, то есть в знания, способности и культуру тех людей, кто своим трудом будет вкладываться в общее железнодорожное дело. Компания предполагает возврат этих затрат в будущем, поэтому на слете всегда оказываются только лучшие молодые сотрудники, тщательно отбираемые по результатам, которые они продемонстрировали в течение года. Каждый раз состав участников слета обновляется на 50-65%.

В мире, где каждый день мы получаем море информации, реализация молодежной политики вступает в конкурентную борьбу за время человека. Предела процессу возрастания скорости обмена информацией и роста объема контента сейчас не видно. Если мы хотим добиться успеха в этой чехарде, нам предстоит адаптироваться и реагировать на изменения внешней среды быстрее и эффективнее. Для этого необходимо применять популярные формы взаимодействия, используемые в массовой культуре.

Создание современного коммуникационного и информационного пространства среди молодых сотрудников становится чрезвычайно важной задачей. Сейчас инструментом, который стягивает молодежное сообщество в единое информационное поле, стало продвижение материалов в социальных сетях и мессенджерах. Специалисты центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики и лидеры активов молодежи выстраивают работу тематических чатов, общеинформационных групп и сообществ в социальных сетях, в режиме прямого эфира публикуют информационные посты и трансляции, объединенные хештегами #АктивМЖД, #Команда2030.

С каждым годом мы должны будем все нагляднее показывать сотрудникам, почему собственные время и средства выгоднее инвестировать в себя, нежели в торгово-развлекательный центр по соседству, почему провести вечер за проектированием полезнее, чем вечер за просмотром TikTok. При этом нужно понимать, что заинтересовать человека красивой обложкой и голой идеей становится все труднее.

Если для опытных участников действенными элементами мотивации могут стать направление на обучение, включение в кадровый резерв, возможность попасть на сильный тренинг, пообщаться с опытными наставниками и экспертами, то неофитам, помимо глобальных идей и высокопарных выражений, все также по-детски приятно получить в руки кубок, памятную книгу, корпоративные сувениры – все то, что мы называем словом подарок. Им еще только предстоит осознать, что проактивная жизненная позиция и участие в молодежном движении оказывается верным способом сменить ежедневную рутину и стресс на интеллектуальные задачи, активизирующие воображение для поиска нетипичных решений профессиональных головоломок.

2020 год начинает закручивать следующий восходящий виток молодежной политики. В то время как в разработке находится обновленная целевая программа "Молодежь ОАО "РЖД" 2021-2025 гг.", на Московской железной дороге продолжаются преобразования, связанные с появлением актива молодежи. Впереди много работы, предстоит организация мероприятий, ставших любимыми для многих железнодорожников, таких как корпоративная молодежная лига "Что.Где.Когда.РЖД", литературный конкурс "Мастер слова", конкурс добровольческих инициатив "Путь добровольца". Запустятся и новые форматы, впервые актив молодежи самостоятельно организует взаимодействие с узловыми рабочими группами и советом ветеранов, проведет онлайн-конкурс блогеров, конкурс "Минута "РЖД" и другие.

Работа с молодыми людьми – это особенная категория деятельности. С одной стороны, она усложняется, сопровождая взрослеющих работников в самостоятельный путь, с другой, – всегда остается в тренде, балансируя на грани свежести взглядов и мудрого управления персоналом компании. Только бережный и вдумчивый подход к подаче наших ценностей сотрудникам поможет компании сохранить их и получить максимальную отдачу.

 

Фото: Наталья Щевелева

Версия для печати
screenRenderTime=1