СМИ об РЖД

Летуч и опасен.

В прошедшую среду на путях станции Челябинск-Главный произошло нешуточное ЧП. При маневровых работах с путей сошли четыре грузовых вагона.

Один из них был под завязку загружен металлоломом. В двух цистернах – 60 тонн бензина. По словам специалистов, это вещество уже само по себе опасно. Но с путей сошла и еще одна цистерна, в которой находилось 45 тонн жидкого хлора. На месте аварии образовалось зеленовато-желтое облако с характерным неприятным запахом, шириной более 100 метров. Не секрет, что станция расположена в центре Челябинска, между Советским и Ленинским районами города. Погода ветреная, поэтому "летучая смерть" могла сместиться в сторону жилых кварталов. Жертв в этом случае избежать бы не удалось.

Но, к счастью, это только сценарий командно-штабных учений, в которых приняли участие подразделения федеральной противопожарной службы по Челябинской области, оперативная группа Главного управления МЧС России по области, а также медики, городская служба спасения и железнодорожники – всего порядка 60 человек и 35 единиц техники.

Ближайшие к месту аварии подразделения – пожарные части №1 и №2. Именно эти специалисты спустя пять минут после обнаружения течи первыми прибывают на место.

– В пределах поражения этого облака находится железнодорожный вокзал, а также близлежащие жилые районы, – рассказывает комментатор учений. – В настоящий момент движение железнодорожного транспорта по прилегающим путям станции полностью остановлено.

На месте выясняется, что вытекло чуть менее полутонны хлора. Но одного химиката недостаточно, чтобы создать самые жесткие условия участникам учений. Оказались повреждены и цистерны с бензином. Топливо загорается.

Пожарные в считанные минуты прокладывают рукавные линии. Специалисты "светятся" на солнце – они облачены в специальные серебристые теплоотражающие костюмы. Первое, что надо сделать, – охладить цистерны с бензином. Параллельно люди с помощью воды стараются прибить к земле пары хлора. Не секрет, что вещество значительно тяжелее воздуха, поэтому оно распространяется на высоте не более полутора метров от земли. По приблизительным подсчетам, только из одного рукава на поврежденные цистерны льется от трех до семи литров воды в секунду.

Своими силами в этой ситуации управиться практически невозможно. Пожарные запрашивают подмогу. Параллельно созданный оперативный штаб принимает решение отцепить цистерну с хлором и переправить ее к месту, где можно будет безопасно перелить вещество в неповрежденную емкость.

Учения разворачиваются не только на этом полигоне, но и на улицах мегаполиса. Из опасной зоны эвакуируют местное население, автодороги перекрывают.

И вот локомотив, которого все ждали. Именно ему предстоит отбуксировать опасный груз. Между тепловозом и цистерной находится платформа. Такой импровизированный "буфер" спасет локомотивную бригаду. Составитель, облаченный в специальный защитный костюм, расцепляет цистерны с хлором и бензином. Пожарные постоянно находятся рядом и помогают железнодорожнику.

Наконец цистерну с хлором увозят. К месту тушения резервуара с бензином прибывает пожарный поезд – с веществом этого класса железнодорожникам работать уже можно. Емкость поливают специальной пеной – нейтрализатором. Вскоре с импровизированным пожаром удается справиться.

Что же касается пострадавших, то в зоне ЧП оказались работники ЮУЖД. Часть из них удалось оперативно вывести из опасной зоны. Однако один человек – манекен – признаков жизни не подавал. Его водрузили на носилки и быстро вынесли к машине скорой помощи.

Когда опасность полностью ликвидирована, к работе приступает аварийно-восстановительный поезд Челябинск. Это уже завершающий этап. Вскоре оставшиеся вагоны были подняты. На этом учения завершились.

– Подготовка к учениям велась не один день, – отметил после завершения тренировки заместитель начальника Уральского регионального центра МЧС России Сергей Тюлейкин. – В целом подразделения сработали неплохо – временные показатели об этом говорят. Самое главное в подобной ситуации – организовать грамотное управление.

– Подобные тренировки сегодня необходимы как воздух, – в свою очередь подчеркнул заместитель губернатора Челябинской области Игорь Мурог. – Следующий этап – разбор всех действий подразделений. В целом справились неплохо. Однако есть недостатки. Учениям предшествовал подготовительный период, в ходе которого комиссия по чрезвычайным ситуациям заслушивала доклады отдельных руководителей. Вот здесь немного не уложились по времени. А ведь практически все решается в первые часы после происшествия. Будем работать и решать, как исправить подобные ошибки.

Впрочем, все претензии зачастую касались сил МЧС. Железнодорожники со своей задачей справились на оценку "хорошо".

Сценарий учений – это, безусловно, вымысел. Но что, если бы подобная ситуация произошла в действительности? Характеристики хлора можно найти везде. Аварийная карточка №203, которая лежит в любом пожарном поезде, довольно подробно описывает свойства этого опасного вещества. Здесь красным по белому написано: возможен смертельный исход! Ведь не секрет, что еще в Первую мировую войну хлор использовался в качестве химического отравляющего вещества Германией.

– Газ опасен при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, – рас­сказывает заместитель начальника Центра охраны окружающей среды Оксана Черноволова. – При высоких концентрациях появляется одышка, удушье, синюшность кожи, шумное клоко­чущее дыхание, потеря сознания. При высоких концентрациях велика вероятность получить химический ожог. Опасен при попадании в природные объекты, в частности, в во­доемы. В случае с учениями, после первоочередных мероприятий, конечно, лучше сделать опашку территории.

Остается надеяться, что подобный вымышленный сценарий никогда не станет реальностью.

Кстати, Челябинск – это всего лишь часть комплексных учений. На следующий день специалистам пришлось ликвидировать последствия взрыва в кыштымской котельной, а также по­следствия затопления в Миассе. В свою очередь на станции Оренбург сотрудники МЧС и железнодорожники совместно ликвидировали по­следствия воспламенения цистерны с бензином. Кроме того, завершились масштабные учения пожарных поездов ЮУЖД в Шадринске и Златоусте. В этих населенных пунктах железнодорожникам пришлось "тушить" материальные склады, а также ТЧ-Златоуст. На площадку прибывает специальное подразделение федеральной противопожарной службы, которому как раз и предстоит работать непосредственно с ядом. Специалисты очень быстро ограждают место заражения ярко-желтыми табличками и начинают накладывать на цистерны специальные заплатки. Процесс занимает всего пару минут.

 

Тематика: ЮУЖД
Версия для печати
screenRenderTime=1