СМИ об РЖД

24.02.2015Газета "Восточно-Сибирский путь" (Восточно-Сибирская железная дорога)

Что подписано пером...

Социально-экономический форум на железной дороге традиционно является одним из главных событий года. Значимость его такова, что требует участия в обсуждении поставленных на повестку дня вопросов большого числа участников. Какие же проблемы выявил нынешний многосторонний разговор?

Формат проведения уже девятого в истории Восточно-Сибирской магистрали форума изменений в 2015-м не претерпел. Место действия традиционное – актовый зал управления ВСЖД. Плюс подключенные студии на линии. Как всегда, любой человек имеет возможность задать наболевший вопрос руководителям как дороги, так и в целом компании. Всего в форуме приняли участие более тысячи работников отрасли на полигоне ВСЖД.

Центральное руководство ОАО "РЖД" представляли старший вице-президент холдинга Анатолий Краснощек и заместитель председателя Роспрофжела Андрей Карабанов.

О выполнении коллективного договора и отраслевого соглашения на Восточно-Сибирской отчитывались начальник дороги Василий Фролов и председатель Дорпрофжела на ВСЖД Александр Старцев, а ранее в структурных подразделениях – руководители предприятий и председатели первичных профсоюзных организаций.

 

Производительность труда растет быстрее зарплаты

Первым в соответствии с регламентом слово взял руководитель магистрали. Василий Фролов рассказал о ключевых событиях в жизни дороги в прошедшем году. Вот лишь несколько из них: переход локомотивов на полный сервис, выполнение дорогой всех основных плановых показателей и бюджетных нормативов по качеству использования подвижного состава, освоение более 26 млрд руб. в рамках инвестиционной программы по развитию Транссиба и БАМа, увеличение производительности труда.

Фактический размер среднемесячной зарплаты в 2014 году составил почти 50 тыс. руб. Рост к уровню 2013 года – 6,5%. Правда, уровень реальной зарплаты, учитывающий индекс роста потребительских цен, упал на 1,2%. Это несколько меньше, чем в целом по сети, но факт остается фактом – темпы роста производительности труда на магистрали опережают на 13,8% темпы роста его оплаты.

Среди функциональных филиалов наибольший рост номинальной зарплаты зафиксирован в Дирекции по тепловодоснабжению (12%), Дирекции пассажирских обустройств (11%), Дирекции по управлению терминально-складским комплексом (более 9%). А вот в Дирекции по ремонту пути и Дирекции тяги наблюдается снижение уровня оплаты труда.

Начальник дороги остановился и на таком важном направлении работы, как охрана труда. 10 случаев производственного травматизма произошло в прошлом году, один из них, к сожалению, со смертельным исходом. Еще два закончились тяжелыми травмами работников.

– Случаи произошли по нескольким хозяйствам, – отметил Василий Фролов. – Это дирекции инфраструктуры, железнодорожных вокзалов, управления движением, по ремонту пути, по энергоснабжению, по ремонту тягового подвижного состава. Эти происшествия заставляют задуматься, что мы не все делаем для обеспечения безопасности условий труда на наших предприятиях.

За 2014 год на ВСЖД на охрану труда израсходовано более миллиарда рублей. Деньги направлены на мероприятия по улучшению условий труда, обеспечение спецодеждой, проведение медицинских осмотров.

В завершении своего выступления руководитель магистрали заверил, что все обязательства по коллективному договору дорогой выполняются. Также он подчеркнул прямую зависимость выполнения колдоговора и эффективной работы коллектива.

 

 Не забывать про индексацию

Непосредственно о выполнении коллективных договоров на более чем 80 железнодорожных предприятиях в границах ВСЖД доложил Александр Старцев. Он отметил, что профсоюзом в 2014 году была проделана большая работа по сохранению социальных льгот и гарантий новоявленным работникам ОАО "ТМХ-Сервис", – там с лета также действует колдоговор. Также дорожный профлидер констатировал, что более чем на 7% оптимизирована численность всего контингента ВСЖД.

В основном все колдоговоры на магистрали выполняются. Общим показателем, характеризующим выполнение соглашений, являются расходы на реализацию индивидуального социального пакета (ИСП) на одного работника и одного неработающего пенсионера. Так, средний размер ИСП на одного работника магистрали – 62 тыс. руб. (увеличение на 14,3% по сравнению с 2013 годом), на неработающего пенсионера – около 6 тыс. руб. (увеличение на 20,6%).

Индексация зарплаты проводилась в разных объемах почти по всей дороге. Но индекс роста потребительских цен ее уверенно опередил. При этом в Восточно-Сибирском филиале ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш" индексации в 2014 году не проводилось, а в Байкальской пригородной пассажирской компании значение этого экономического термина вообще начали подзабывать – там повышения не было с 2012-го. Это реальные примеры нарушения коллективных договоров.

– Необходимость индексации зарплаты не вызывает сомнений у профсоюза, – заявил Александр Старцев. – Мы теряем позиции на рынке труда. Сами работники также не должны оставаться в стороне от проблем. Роспрофжел вышел с инициативой о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательной индексации зарплаты. Собираем сторонников на сайте. Свою позицию необходимо высказать каждому.

 

Все замечания – в работу

О том, как реализуются статьи коллективных договоров на местах, рассказали профлидеры некоторых предприятий. Так, Надежда Педорич из Вихоревского центра организации работы железнодорожных станций сообщила, что нерешенным остается вопрос о разработке спец-одежды для работы в межсезонный период.

Серьезную проблему формирования штата диспетчеров и перевода распределителей работ на другие должности затронула председатель первичной проф-союзной организации Иркутск-сортировочной дистанции пути Марина Дворецкова.

Общая проблема – зубопротезирование для ветеранов. Где-то не хватает денег, где-то специалистов. В общем, не все нуждающиеся в этой медицинской услуге могут ею воспользоваться. Отдельно на этом вопросе остановился председатель Межрегионального совета ветеранов Владимир Гребенюк.

Председатель первички эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск Виктор Мальцев выразил несогласие с системой, согласно которой пенсионерам предоставляется только 5% от общего числа путевок на оздоровление.

Одним из самых резонансных стало выступление профсоюзного лидера Восточно-Сибирского филиала ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш" Юрия Кожевина. Здесь ситуация очень сложная. Летом прошлого года прошло сокращение кадров, и этим была вызвана акция протеста работников филиала в Слюдянке. И к концу года, по словам Юрия Кожевина, обстановка не улучшилась. Было сокращено еще 40 работников, в том числе весь бухгалтерский персонал. А уже в феврале появилась информация, что центральным руководством ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш" даны рекомендации сократить еще 140 сотрудников.

Заместитель председателя Роспрофжела Андрей Карабанов пообещал, что напрямую свяжется с руководством завода, чтобы вместе попытаться выйти из тяжелого положения. А вообще зафиксированы и будут проработаны все вопросы и замечания, поступившие в рамках работы форума.

 

Ориентированность – социальная

Анатолий Краснощек поблагодарил коллектив ВСЖД за высокие производственные показатели и подробно остановился на стратегических задачах компании. В частности, он уделил внимание формированию бизнес-блоков – приоритетных направлений работы компании.

– Год будет очень непростым, – обратился к коллегам старший вице-президент. – Наше спасение – это уменьшение расходов и увеличение доходов. Поэтому мы взяли курс на совершенствование наших услуг и развитие клиентоориентированности.

Официальную часть меро-приятия завершило награждение лучших коллективов и работников магистрали по итогам работы в прошедшем году. Отраслевые награды из рук Анатолия Краснощека получили руководители восьми коллективов и шесть железнодорожников.

– ОАО "РЖД" остается самой социально ориентированной компанией Российской Федерации, – подвел итог форума Василий Фролов. – Все, что прописано в коллективном договоре, будет выполняться. Никакого снижения социальной ответственности в компании, конечно, не наблюдается.

Фото: Павел Малыгин.

Павел Малыгин

Версия для печати
screenRenderTime=1