СМИ об РЖД

Закон устарел

Второе в этом году заседание Регионального координационного совета ЮУЖД было по­священо двум вопросам: выполнению плана погрузки и управлению вагонным парком.

Но вначале первый заместитель начальника дороги Сергей Чернов, который вел заседание, подвел итоги пяти месяцев. Как оказалось, за это время на полигоне магистрали состоялись 15 заседаний рабочих групп Регионального совета. В основном на них обсуждались вопросы гарантированного вывоза продукции, равномерного подсыла порожнего состава и соблюдения сроков доставки грузов.

– В целом совет и его рабочие группы справляются с поставленными перед ними задачами и оперативно устраняют проблемные ситуации. А это значит, что система взаимодей­ствия дороги, операторов и грузоотправителей сформирована. В то же время назрела необходимость расширить круг рассматриваемых вопросов, – подчеркнул Чернов.

Изменения касаются трех блоков. Во-первых, дополнен перечень тем, которые подлежат обсуждению с органами власти субъектов Российской Федерации: к ним добавились вопросы организации пригородных пассажирских перевозок. Отметим, что эта тема на заседаниях обсуждалась уже неоднократно, но только теперь она войдет в сферу компетенции совета официально. Во-вторых, расширен круг вопросов, которые совместно будут решать участники рынка перевозок грузов и пассажиров.

Отсутствие документов, определяющих правила управления приватным вагонным парком, повлияло на замедление оборота вагонов, увеличение порожнего пробега

– Я считаю необходимым активизировать и актуализировать совместную работу по выработке предложений и программ по рациональному использованию и развитию железнодорожной инфраструктуры в интересах экономики регионов полигона обслуживания дороги, – пояснил Чернов.

И, наконец, были расширены границы информационного взаимодей­ствия – теперь члены совета, например, вправе готовить предложения по устранению причин возникновения спорных вопросов, связанных с финансированием ремонта приватных вагонов, или информировать органы власти субъектов Российской Федерации о позиции ОАО «РЖД» по вопросам совершенст­вования нормативной базы, регламентирующей деятельность железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики.

– Совместные действия в рамках указанных направлений позволят нам обеспечить высокое качество транспортного обслуживания экономик и населения регионов в соответствии с программой структурной реформы железнодорожного транспорта, – подчеркнул первый заместитель начальника дороги.

О перспективах погрузки на июнь рассказала начальник территориального центра фирменного транспортного обслуживания Лариса Чернова. Она отметила, что дорога, несмотря на проявляющиеся кризисные тенденции, стабильно занимает 4-е место в объеме погрузки сети. Майский план был выполнен на 100,15 процента, а план погрузки по итогам 5 месяцев – на 100,8 процента. Однако динамика по отношению к уровню прошлого года оставляет желать лучшего. Так, по сравнению с маем 2012 года погрузка составила 95,1 процента, а по итогам 5 месяцев – 92,8 процента.

Как пояснила Лариса Чернова, отрицательная динамика по грузам рудно-металлургического, минерально-строительного и зернового комплекса была вызвана рядом объективных причин. Так, погрузка зерна снизилась из-за низкого урожая, а поставка коммерческого щебня – в связи с окончанием работ на объектах Универсиады. На дороге также отразились и тенденции, сложившиеся на мировых рынках.

– В частности, сокращение объемов погрузки со стороны предприятий металлургической отрасли обусловлено падением спроса на экспортных рынках: в Иране, Турции и странах Еврозоны, – сообщила начальник ТЦФТО. Эти тенденции, отметим, прослеживаются и сегодня. А значит, в ближайшем будущем дорога вряд ли сможет достичь показателей прошлого года.

– Но в то же время есть перспективы частичного восполнения объемов погрузки другими грузами, – подчеркнула Лариса Чернова. Так, например, ООО «Бакальское рудоуправление», уже отгружающее больше, чем в прошлом году, в июне еще планирует увеличить объемы поставок железной руды со станции Бакал. А в связи с тем, что Правительство РФ приняло решение о начале строительства трубопровода «Сила Сибири», можно ожидать увеличения объемов погрузки со стороны ОАО «Челябинский трубопрокатный завод». Могут вырасти и среднесуточные объемы поставки металла с ОАО «ММК» для предприятий группы ЧТПЗ… Но надеяться только на это не стоит.

– Поскольку темпы промышленного производства российских предприятий и спрос на российскую продукцию в странах Еврозоны снижаются, еще более актуальным становится вопрос повышения коммерческой эффективности работы железнодорожного транспорта, – считает начальник ТЦФТО.

Действовать надо сразу по нескольким направлениям. В частности, привлекать на железнодорожный транспорт высокодоходные грузы третьего тарифного класса; увеличивать объемы перевозок тоннажных грузов первого тарифного класса (это позволит не только увеличить доходы, но и повысить производительность труда), и минимизировать финансовые риски от подачи претензий по нарушениям сроков доставки грузов. Кроме того, у железнодорожников есть и еще один резерв для роста: составить конкуренцию автомобильному транспорту.

– Для применения более гибкой тарифной политики Правительство РФ установило ценовые пределы изменения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в виде применения понижающих и повышающих индексов к действующим тарифам, определяемым по правилам и ставкам Прейскуранта №10-01, – пояснила Лариса Чернова. – Распоряжением ОАО «РЖД» утвержден Регламент подготовки и принятия решений об установлении (изменении) уровня тарифов, сборов и платы за грузовые перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в рамках ценовых пределов, установленных федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Соответственно, сторонние организации, в том числе пользователи услуг железнодорожного транспорта, сегодня имеют возможность направить в ОАО «РЖД» свои предложения об изменении тарифов.

– Основные нормативные правовые акты в сфере железнодорожных транспортных услуг были выпущены до 2003 года, то есть до создания ОАО «РЖД», в условиях, когда имущество Российских железных дорог являлось федеральной собственностью, а весь парк грузовых вагонов преимущест­венно был инвентарным. Таким образом, изменения, произошедшие в результате перехода от модели государственной монополии к модели рыночных отношений, не получили адекватного регулирования, – с таких слов начал выступление исполняющий обязанности начальника Дирекции управления движением Шамиль Насрулин. По его мнению, именно отсутствие документов, определяющих правила управления приватным вагонным парком, повлияло на замедление оборота грузовых вагонов, увеличение доли порожнего пробега и значительно снизило количество сдвоенных грузовых операций с вагонами. Соответственно, отрасли как воздух нужна сбалансированная политика регулирования рынка, которая не будет «сдвигаться» ни в сторону производителя, ни оператора, ни владельца инфраструктуры. А значит – необходимо внести изменения в федеральный закон №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (он, кстати, был принят в январе 2003 года) и скорректировать «Правила перевозок грузов», «Типовую должностную инструкцию приемосдатчика груза и багажа», различные инструкции.

Не ограничиваясь простым перечислением документов, Шамиль Насрулин предложил сразу несколько своих вариантов, в том числе по вопросам взаимодействия с операторами подвижного состава при перемещении и размещении на инфраструктуре ОАО «РЖД» порожних вагонов. Напомним, сегодня невостребованный порожняк доставляет железнодорожникам немало хлопот, поскольку забивает пути. Теоретически «лишние» вагоны должны быть отправлены в отстой (кстати, специально для этого дирекция выделила 106 путей на 101 станции). Но, чтобы попасть на эти станции, владельцы подвижного состава должны иметь «на руках» соответствующий договор.

– Мы же предлагаем использовать для этих целей «ЭТРАН». Клиент заводит данные в систему, ответственный работник ТЦФТО контролирует процесс и сообщает номер заявки ответственному работнику дирекции, – описал процесс Насрулин.

По его мнению, снизить наличие порожнего собственного (арендованного) подвижного состава на путях инфраструктуры можно еще одним простым способом: если на вагоны отсутствует согласованная заявка формы ГУ-12, то со станций выгрузки их надо сразу же заадресовывать на станции приписки.

На заседании совета выступали не только железнодорожники, слово было предоставлено представителям промышленных предприятий региона. Директор по логистике ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Владимир Андриянов рассказал о предполагаемых планах по­грузки на июнь, начальник бюро сбыта и логистики ОАО «Челябин­ский цинковый завод» Андрей Шабалин выразил надежду, что путевые работы на станции Электростанция не отразятся на работе предприятия, а начальник управления железнодорожного транспорта ОАО «Уральская сталь» Светлана Дианова поблагодарила коллектив ТЦФТО за своевременное решение возникающих проблем. Светлана Семеновна, кстати, наиболее активный участник совета, она выступала абсолютно на всех заседаниях. Но в этот раз впервые призналась, что у предприятия «не возникает особых проблем» в процессе работы с ЮУЖД.

Фото: Анатолий Шулепов.

 

Марина Пономарева

Версия для печати
screenRenderTime=1