СМИ об РЖД

Успешные решения идут не от финансовых возможностей работодателя, а от потребностей каждого работника

Вчера в Челябинске под председательством Виталия Орешкова прошел VIII Пленум Дорпрофжел ЮУЖД, который обсудил действия Дорожного комитета профсоюза по обеспечению условий достойного труда.

Основным докладчиком выступил председатель Дорпрофжел ЮУЖД Виталий Орешков. Он отметил, что достойный труд сегодня является необходимым условием прогрессивного развития современной экономики. Основой достойного труда являются полная и продуктивная занятость, здоровые и безопасные условия работы, справедливая оплата труда работников.

Какой труд можно назвать достойным? Тот, что приносит работнику удовлетворение и дает возможность в полной мере реализовать свои способности, навыки и мастерство, внести наибольший вклад в общее благополучие. Тот, что проходит в хороших производственных и социально-трудовых условиях, когда все права работника защищены. И, наконец, это такой труд, который обеспечивает работнику экономическую независимость, отдых, содержание семьи.

Дорпрофжел ЮУЖД старается обеспечить членам профсоюза все возможности для достойного труда. Руководствуясь принципами социального партнерства, профсоюз на основе реализации коллективных договоров обеспечивает сохранение уровня социальных гарантий и льгот работникам и неработающим пенсионерам.

В первую очередь постоянно проводится мониторинг уровня заработной платы. За четыре месяца 2013 года средняя заработная плата работников ОАО "РЖД" в границах Южно-Уральской железной дороги составила более 31 тыс. руб. и возросла к уровню 2012 года на 7,5 %. Это достойный результат.

В большинстве дирекций ОАО "РЖД" в границах дороги также наблюдается рост средней заработной платы, но есть и такие, которым надо обратить на этот вопрос особое внимание.

По словам Виталия Орешкова, на предприятиях, входящих в объединение "Желдортранс", на регионе дороги разрыв по уровню средней заработной платы гораздо больше, чем на предприятиях ОАО "РЖД". Так, на Петуховском литейно-механическом заводе средняя заработная плата составляет 16,7 тыс. руб., на предприятиях "Ремпутьмаш" – 22,9 тыс. руб., на предприятии ОАО "БелЭлТранс" –28,3 тыс. руб. Самый высокий уровень заработной платы в ОАО "Первая грузовая компания" — 45,6 тыс. руб.

 

Безопасность – прежде всего

Одним из основных направлений деятельности Дорожной организации профсоюза остается содействие администрации в вопросах обеспечения безопасности движения поездов. Так, на состоявшемся 30 мая текущего года президиуме Дорожного комитета была принята программа по оказанию содействия хозяйственно-управленческим структурам отрасли в укреплении трудовой и технологической дисциплины, обеспечении безопасности движения поездов.

– Нужно отметить, что профсоюзные комитеты не в полной мере выполняют свои партнерские обязательства, предусмотренные Коллективным договором, – подчеркнул Виталий Орешков. – Основной причиной почти всех транспортных происшествий и событий является человеческий фактор, нарушения трудовой и технологической дисциплины.

На дороге работает 2512 общественных инспекторов по контролю за обеспечением безопасности движения поездов. В среднем в течение года общественными инспекторами делается более 65 тысяч проверок и выявляется более 126 тысяч нарушений и замечаний. Но результат нашей работы не подтверждает вышесказанного. Хочу остановиться на последних тяжелейших событиях, связанных с нарушением безопасности движения, – продолжил Виталий Георгиевич. – Это крушение на станции Белая Калитва Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги и сход подвижного состава на перегоне Златоуст – Уржумка. Сход, который мы сделали своими руками! Подорван авторитет всего коллектива дороги, мы несем как моральные, так и материальные потери. После этого случая наша дорога не имеет морального права участвовать в отраслевом соревновании. Работники Дирекции инфраструктуры не получат выплаты за безаварийную работу. И это в то время, когда мы говорим о стандарте достойного труда – труда высококвалифицированного, высокооплачиваемого. Профсоюзным комитетам на предприятиях необходимо постоянно проводить профилактическую и разъяснительную работу в трудовых коллективах по вопросам обеспечения безопасности движения. От этого зависит наше общее благополучие и благополучие каждого работника в отдельности.

Обеспокоенность и точку зрения председателя разделили в своих докладах и ряд других выступающих. В частности технический инспектор труда Курганского филиала ДОРПРОФ­ЖЕЛ Галина Налимова заявила, что профсоюз сегодня должен поставить мощный заслон бракоделам, выявить работников, не способных качественно выполнять свой служебный долг, и решительно освобождаться от таких. А председатель объединенной первичной профсоюзной организации локомотивного эксплуатационного депо Оренбург Сергей Скоробогатых заявил, что после данных случаев в производ­ственных участках Бузулук, Кувандык и Оренбург прошли рабочие собрания с локомотивными бригадами, во время которых состоялся жесткий, но прин­ципиальный разговор.

– Мы старались дойти до каждого, – подчеркнул он, – равнодушие на железнодорожном транспорте недопустимо.

 

2013-й – год здорового и безопасного труда

Для организации эффективного производства необходимо обеспечить работнику безопасные условия труда. Дорпрофжел осуществляет постоянный контроль за состоянием охраны труда, за реализацией программ по улучшению условий труда, профилактике производственного травматизма. Постановлением IV пленума Роспроф­жел 2013 год объявлен годом здорового и безопасного труда, а позднее на президиуме Дорожного комитета профсоюза утвержден план соответствующих мероприятий Дорпрофжел ЮУЖД. На заседаниях президиума Дорожного комитета профсоюза систематически рассматриваются вопросы профи­лактики производственного травматизма, улучшения условий труда и ­содержания бытовых помещений, обеспечения работников спец­одеждой и средствами индивидуальной защиты, режима труда и отдыха работников.

В феврале-марте 2013 года было проведено обучение по вопросам охраны труда всех председателей ППО в региональных учебно-методических центрах Челябинска, Оренбурга, Кургана. Для повышения уровня грамотности членов профсоюза и эффективности работы первичных профсоюзных организаций в сфере охраны труда в 2013 году будут проведены два конкурса: "Знаток законодательства в области охраны труда" в виде он-лайн тестирования на сайте Дорпрофжел ЮУЖД и "Лучшая ППО по созданию здоровых и безопасных условий труда".

Выполняя обязательства по усилению общественного контроля, на дороге сформировано более 130 совместных комиссий и избрано более 1900 уполномоченных лиц по охране труда. В 2012 году уполномоченными по охране труда проведено более 23 тысяч проверок, выявлено более 46 тысяч нарушений, выдано более 900 предложений в адрес руководителей подразделений.

Поработали и технические инспектора труда. За 2012 год ими проведено 475 проверок структурных подразделений дороги и дирекций. Выявлено 2492 нарушения и выдано 230 представлений. По результатам проверок техническими инспекторами труда профсоюза предъявлено 37 требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Направлено 27 требований о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов.

 

Локальные акты под контролем

А правовыми инспекторами труда Дорпрофжел ЮУЖД за период с ноября 2012-го по май 2013 года проведено 134 проверки, выявлено 146 нарушений, возвращено работникам более 9 миллионов рублей. При этом количество выявляемых нарушений с 2010 года заметно снизилось, но, как и в предыдущие годы, лидируют нарушения порядка предоставления обязательных выплат (отпускных, премий, оплаты сверхурочных работ, командировочных и иных сумм), на втором месте — нарушения режима рабочего времени и времени отдыха, и замыкают эту тройку лидеров недостатки локального регулирования. Кстати, именно на последние нарушения, по предложению Виталия Орешкова, профсоюз в этом году будет уделять пристальное внимание, поскольку исполнимость локальных актов, однозначность формулировок, содержащихся в них, – это основа организации труда, которая обеспечивает работнику достойные условия труда, а работодателю право требовать от работника полного и грамотного выполнения трудовой функции. Учитывая, что сегодня юристы есть не на каждом предприятии, и в целях единообразия организации рабочего времени и времени отдыха Виталий Орешков предложил централизованно разработать типовые локальные акты, на основе которых будут формироваться локальные акты подразделений.

В качестве яркого примера выявленных правовым инспектором нарушений – плановая проверка эксплуатационного локомотивного депо Курган в октябре 2012 года. Тогда было выявлено, что локомотивным бригадам не производится доплата 4% от тарифной ставки за вредные условия труда. Правовой инспектор внес представление, но представитель работодателя решил не возмещать задолженность с апреля, а начать выплату надбавки с декабря 2012 года. Только после вмешательст­ва президиума Дорпрофжел ЮУЖД удалось добиться выплаты задолженности с 1 апреля 2012 года.

 

Люди перестали отдыхать?

В своем докладе Виталий Орешков отдельно остановился на пропаганде здорового образа жизни, сохранении и дальнейшем развитии сети санаториев-профилакториев, как системы предупреждения общей и профессиональной заболеваемости.

За 2012 год в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях ОАО "РЖД" центрального подчинения и филиалах "РЖД-ЗДОРОВЬЕ" ЮУЖД было оздоровлено 1021 человек при плане 909. Шесть санаториев-профилакториев ЮУЖД Виталий Георгиевич назвал системой предупреждения общей и профессиональной заболеваемости и формирования здорового образа жизни. Наполняемость санаториев-профилакториев ЮУЖД за 4 месяца 2013 года составила 94%. Показатель неплохой, особенно если учесть, что по итогам 2012 года было всего 78%. Но если сравнить выполнение плана отдельными предприятиями и дирекциями, все не так радужно. Ряд дирекций не выполняют план, ссылаясь на недостаточность предусмотренных в бюджетах сумм. Председатель Дорпрофжела ЮУЖД напомнил, что план распределения путевок утверждается начальником дороги на год.

– Что изменилось с выходом дирекций из дороги? – спросил Виталий Орешков таких руководителей. – Люди перестали отдыхать? Руководителям дирекций надо своевременно защищать свои бюджеты, в том числе и на социальные нужды.

Важный вопрос – детский отдых в каникулы. Работа пяти загородных оздоровительных лагерей дает возможность железнодорожникам не беспокоиться о том, где будут отдыхать их дети. Летом 2013 года в загородных лагерях ЮУЖД отдохнут 4132 ребенка.

Сохранение на нашей дороге объектов социальной сферы служит мощным мотивационным фактором работы в компании, – уверен профсоюзный лидер. – Найти баланс между созданием комфортных условий и ростом производительности труда – это серьезная задача, которую нужно решать. Успешными будут только те решения, которые идут не от финансовых возможностей, а от нужд и потребностей каждого работника.

В заключение работы пленума выступил главный инженер дороги Анатолий Храмцов. Поднятая им тема о том, что в вопросах безопасности профсоюз должен нести солидарную ответственность с работодателем, нашла поддержку у членов пленума. Но задетые докладчиком проблемы охраны труда, обеспечение спецодеждой и инструментом вызвали вопросы. После окончания работы пленума к президиуму Дорпрофжел обратился целый ряд делегатов, которых слова главного инженера задели за живое.

– Нам понятна озабоченность Анатолия Михайловича и близки затронутые им вопросы, – заявила профсоюзная делегация, – но в то же время расставленные им акценты и общий тон выступления вызывали недоумение. Поднятые докладчиком вопросы в первую очередь должны быть обращены к соответствующим службам, а они прозвучали упреком в адрес проф-союзной организации. Профсоюз готов помогать своему социальному партнеру, но он ограничен в своих действиях правовыми рамками и не имеет возможности вмешиваться в технологию и хозяйственную деятельность работодателя. Дорпрофжел ЮУЖД готов продолжить этот разговор и выработать совместную взвешенную позицию.

 

Версия для печати
screenRenderTime=1