СМИ об РЖД

День железнодорожника.

В канун Дня железнодорожника хочется говорить не о рельсах и шпалах, а о людях, которые прокладывают пути и ведут поезда. В этом наши с Николаем Синицыным мнения совпали. Тем более, что в поле зрения председателя территориальной организации профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Московской железной дороге порядка 160 тысяч человек.

Корр.: – Николай Фомич, у профессионального праздника работников вашей отрасли давняя история. А есть ли какая-то особенность у нынешнего события?

– Действительно, День железнодорожника был учрежден 115 лет назад, и мы каждый год стремимся встретить его хорошими показателями. Обязательно что-то открываем. В частности, в этом году – музей Московской железной дороги на Павелецком вокзале. Кроме того, ввели в эксплуатацию жилой дом, отремонтировали много бытовых помещений...

Корр.: – Иные читатели полагают, что институт профсоюзов остался в прошлом или сейчас существует только на бумаге. Похоже, на железных дорогах это не так?

– Профсоюз сейчас – единственная организация, отстаивающая интересы работников перед работодателями. Все начинается с заключения коллективного договора, который определяет социальную защиту работников. Считаю, что у нас лучшие по России условия ипотеки. Сотрудник платит банку только 4,5%, остальные берет на себя компания. На плечи молодого специалиста до 30 лет вообще ложатся лишь 2%. С 2005 года на МЖД действует программа строительства корпоративного жилья: на линейных станциях им бесплатно обеспечиваются начальники станций, путейские мастера, бригадиры энергетиков и так далее.

Корр.: – К слову, можно ли нарисовать среднестатистический портрет работника компании?

– На 96,4% – это член профсоюза. Чтобы попасть на Московскую железную дорогу, люди стоят в очереди. Претендент проходит собеседование, в том числе и с представителями профсоюзной организации, которые рассказывают, какое преимущество дает членство. Новичку выдается памятка, чтобы он сразу знал, куда можно обращаться со своими проблемами.

А вот о том, что народ у нас высококвалифицированный и высоконравственный, готов утверждать уже со 100%-ной уверенностью. Идет постоянное повышение квалификации, в том числе и руководящего звена. На МЖД нет места пьяницам и прогульщикам. Машинист электрички по утрам везет до трех тысяч человек, машинист пассажирского поезда – полтысячи. И разве можем мы доверить разгильдяям отвечать за жизнь стольких людей?

Корр.: – Пришла на ум старая английская песня со смешным названием: "Не выходите замуж за железнодорожника". Сейчас работник МЖД – завидный жених?

– Средняя зарплата составляет 37 тысяч рублей, но речь идет не только о Москве. А в Смоленской, Брянской, Орловской и других областях эта сумма в 1,9-2,1 раза выше средней региональной.

Зарплата в соответствии с коллективным договором постоянно индексируется: в течение первого полугодия – на 6,2%, с 1 августа – еще на 1,8%. Как-то приезжали австрийцы, и когда председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Алексеевич Никифоров рассказал им об индексации, они спросили: "Сколько забастовок для этого потребовалось?" Пришлось объяснять, что все повышения – плоды курса на социальное партнерство, все вопросы решаются переговорами.

При этом гарантируется, что заработанное будет выплачено. Только за прошлый год по представлениям правовой инспекции сотрудники получили 28 миллионов рублей недополученных ранее сумм, за семь месяцев этого года – более 10 миллионов. Про ипотечную программу, инициатором внедрения которой был президент ОАО "РЖД" Владимир Иванович Якунин, я уже говорил.

Корр.: – Но престижность определяется не только заработком, а еще и условиями труда.

– На железной дороге он по определению нелегкий, и это не компенсируешь только спецодеждой и бесплатным проездом. Вот недавний пример. Когда стояла жара, мы совместно с администрацией приняли оперативное решение, и члены локомотивных бригад, путейцы и так далее ежедневно получали полтора литра питьевой воды. Каждый работник проходит медосмотр, есть отдельные оздоровительные центры для локомотивных бригад.

Корр.: – Многие исходят еще из интересов своей семьи, детей...

– Существует общая физкультурно-оздоровительная программа, в 2011 году соревнования проходят под девизом "75 лет "Локомотиву". Вместе с семьей можно отправиться в пансионаты "Черноморье", "Московский железнодорожник", "Мыс Видный", "Октябрьский", где отличное обслуживание и лечение. За две смены в наших лагерях уже отдохнули почти 3000 мальчишек и девчонок, еще более 500 поехали в черноморские здравницы. Кроме того, дети сотрудников могут получить направление в наши учебные заведения, а по окончании вуза – трудоустроиться.

Корр.: – Под Москвой существует детская железная дорога. Оттуда тоже приходят кадры?

– Поправлю: их две – в Кратове, которой скоро исполнится 75 лет, и в Новомосковске Тульской области. Кроме того, правильное название – Малая железная дорога. Детская – это когда играют, а здесь ребята водят настоящие составы со взрослыми пассажирами. 40-50% из них поступают в наши колледжи и вузы, а потом работают в отрасли.

Корр.: – А на что может рассчитывать сотрудник, выходя на пенсию?

– На прибавку к государственной через специальный фонд в размере 20% от средней зарплаты данного сотрудника, на другие поощрения. На каждом предприятии в тесном контакте с профсоюзными организациями существуют ветеранские, и администрация может выделять деньги напрямую.

Корр.: – Как строятся отношения с другими профсоюзными и общественными структурами?

– Мы плотно работаем с Московской федерацией профсоюзов, которая перечислила 29,5 миллиона рублей на оздоровление детей. Наши профсоюзные работники и активисты проходят обучение в учебных центрах на Маломосковской и ст. Правда. А на старты "Московской лыжни" вышел председатель Российского профсоюза Николай Никифоров, да и я сам встал на лыжи вместе с семьей.

О многом говорит тот факт, что VII съезд Федерации независимых профсоюзов России проходил в депо "Москва-Киевская". В его работе принял участие премьер-министр страны Владимир Владимирович Путин, который поддержал нашу активную позицию против предложений поднять планку пенсионного возраста или увеличить рабочую неделю.

Недавно наша организация вступила в Объединенный народный фронт. Рассчитываем, что это поможет быстрее решить многие проблемы. Например, установить соответствующие нынешним реалиям командировочные расценки или добиться, чтобы ведомственные награды учитывались при присвоении звания "Ветеран труда".

Корр.: – Николай Фомич, я знаю, что Московская дорога снизила стоимость на часть абонементов. Это принесло какой-то результат?

– Немало "зайцев" развелось из-за невысокой платежеспособности, а когда мы пошли на этот эксперимент, выручка возросла в 2,6 раза. Стали ставить больше автоматов по продаже билетов, разгрузив очереди, позволили ревизорам оформлять билеты прямо в электричках, которые, кстати, все комфортабельнее, – это тоже принесло свои плоды.

Корр.: – Что Вы пожелаете напоследок своим коллегам?

– Категории железнодорожников и пассажиров неотделимы, поэтому своим коллегам и всем, кто пользуется услугами железнодорожного транспорта, хочу пожелать крепкого здоровья и воплощения в жизнь всего задуманного.

 

Георгий Морозов

Версия для печати
screenRenderTime=1