СМИ об РЖД

Пассажир любит скорость

Что пассажиру нужно от поезда

Выход отечественных электропоездов "Ласточка" на пригородные и междугородние линии принципиально изменил представления о скорости передвижения и комфорте пассажиров. Социологические исследования, проведенные всероссийским центром изучения общественного мнения, наглядно демонстрируют отношение пользователей к новому скоростному подвижному составу. Более того, запуск новых междугородних маршрутов привел к улучшению экономического климата, как это произошло, например, в Иваново.

 

Комфорт и безопасность

Первым полигоном эксплуатации электропоездов "Ласточка" стало Московское центральное кольцо (МЦК), запущенное осенью 2016 года. Через год после начала перевозок Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел среди пассажиров МЦК исследование, призванное выявить отношение горожан к новому виду транспорта. Результаты продемонстрировали высокую оценку "Ласточек" со стороны пассажиров и изменение структуры спроса на услуги внутригородского железнодорожного транспорта. Это анкетирование стало частью исследования, призванного оценить уровень социального запроса на дальнейшее внедрение проекта "Ласточка" во всей России.

Исследование на МЦК показало, что большинство пассажиров (почти 80%) составляют люди в экономически активном возрасте (от 18 до 44 лет), больше двух третей из них – молодежь в возрасте до 34 лет. 42% опрошенных пользуются услугами МЦК ежедневно и еще 38% – не менее одного раза в неделю. 71% пассажиров используют МЦК для ежедневных поездок на работу или учебу.

Согласно результатам опроса, при оценке городского транспорта пассажиры в первую очередь придают значение безопасности (95% отмечают значимость данного фактора), удобству маршрута (95%), частоте движения поездов (94%), комфорту вагонов (92%) и времени, затраченному на поездку (91%). По всем этим параметрам среди пассажиров МЦК зафиксированы высокие оценки удовлетворенности (свыше 90% по большинству из перечисленных пунктов). 96% опрошенных заявили исследователям, что хотели бы увидеть такие же составы на других направлениях железнодорожного сообщения. Недовольным остался лишь 1% опрошенных.

 

Повышенный спрос

Второе исследование состоялось в январе 2018 года. ВЦИОМ изучил отзывы пассажиров междугородних поездов "Ласточка" и пассажиров железнодорожного транспорта в регионах, где нет скоростного железнодорожного сообщения.

Результаты исследования практически повторяют данные предыдущего опроса. Подавляющее большинство пассажиров "Ласточек", использующихся в междугороднем сообщении, заявили, что с появлением нового вида транспорта их дорога стала комфортнее (96%) и быстрее (98%). В структуре пассажиропотока "Ласточек" преобладает молодая аудитория – студенты и работающее население: 18-24 года – 32%, 25-34 лет – 26%, работающие – 72% (включая работающих пенсионеров (7%) и работающих студентов (5%)). Однако в отличие от пассажиров МЦК, основная доля поездок приходится не на ежедневные маршруты: 57% пассажиров пользуются "Ласточкой" реже раза в месяц, 19% – два-три раза в месяц.

Подавляющее большинство пассажиров междугородних "Ласточек" довольны новым подвижным составом (99%), поскольку он отвечает их приоритетам. Оценивая междугородний железнодорожный транспорт, пассажиры в первую очередь придают значение чистоте вагонов (97%), наличию туалетов (92%), комфорту салона (92%), безопасности (94%) и времени, затрачиваемому на дорогу (93%). По этим параметрам "Ласточки" удовлетворяют междугородних пассажиров практически полностью (уровень удовлетворенности по данным вопросам – от 91% до 97%).

Основными конкурентными преимуществами "Ласточек" в сравнении с другими поездами является скорость движения и, соответственно, меньшее время в пути ( 66%), а также комфорт совершения поездки (45%). При этом исследование выявило, что появление "Ласточек" вызывает у пассажиров запрос на расширение их эксплуатации как в регионах, где они уже есть, так и в регионах, где они еще не выходили на линию. Почти половина опрошенных пассажиров междугородних "Ласточек" (48%) считают, что на их направлении этих скоростных поездов недостаточно, а 74% опрошенных пассажиров междугороднего транспорта в регионах, где "Ласточки" не эксплуатируются, считают их появление важным. Даже несмотря на более высокую стоимость проезда, 47% опрошенных в городах, где нет скоростного сообщения, предпочли бы поезд повышенной комфортности, который позволяет сэкономить время.

 

Административный ресурс

Станислав Воскресенский, губернатор Ивановской области:

– Скоростное железнодорожное сообщение стимулировало рост деловой активности в регионе. С момента его запуска ряд крупных федеральных компаний перенес в Иваново часть своих структурных подразделений из Москвы. Скоростное сообщение было для них важным условием, поскольку управленец среднего звена должен иметь возможность доехать из Москвы в Иваново быстро и комфортно.

Так, в прошлом году страховая компания "Согаз" перевела в столицу Ивановской области свой бэк-офис "Единый административный центр", а это более 500 рабочих мест. Сегодня здесь занимаются сопровождением страховой деятельности компании: обработкой договоров, бухгалтерией компании и т. д. По итогам 11 месяцев 2018 года "Согаз" заплатил в бюджет Ивановской области около 150 млн руб. в виде налогов и вошел в топ-20 налогоплательщиков в регионе. В 2019 году компания планирует расширить офис до 2 тыс. человек. Запуск скоростного железнодорожного сообщения с Москвой также стал ключевым фактором для принятия решения руководством крупнейшей энергетической компании России ПАО "Интер РАО" о переводе в Ивановскую область обслуживающих подразделений финансово-экономического блока холдинга с созданием в областном центре более 700 новых рабочих мест. В Иваново предполагается сосредоточить ряд сервисных функций холдинга, в частности по управлению персоналом, бухгалтерскому и налоговому учету, осуществлению казначейских платежных операций.

Еще одним результатом открытия скоростного сообщения стало проведение в городе, бывшем когда-то центром текстильной промышленности России, Всероссийского форума легкой промышленности. Форум, до этого из года в год проводившийся в Москве, впервые состоялся в Иваново. В его проведении приняли участие более 700 человек, в том числе представители иностранных компаний.

Сейчас на маршруте Москва – Иваново в сутки курсируют две "Ласточки". Время в пути составляет 3 часа 41 минуту. До этого ивановцы могли добраться до Москвы только на ночном поезде. С момента запуска скоростного железнодорожного сообщения Иваново – Москва в марте по конец 2018 года "Ласточками" были перевезены порядка 450 тыс. человек.

 

Цейтлин Глеб

Версия для печати
screenRenderTime=1