Интервью в СМИ

Путин призвал главу "РЖД" обратить внимание на валютные риски в проекте ВСМ

Президент РФ Владимир Путин призвал руководителя ОАО "Российские железные дороги" Олега Белозёрова обратить внимание на валютные риски в проекте по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань.

В ходе встречи с главой государства в среду в Сочи топ-менеджер сообщил, что в рамках российско-китайского межправительственного соглашения компания должна к декабрю представить вариант финансовой модели реализации проекта. "Мы ее сейчас обсуждаем, каким образом было бы правильным подойти к сложению финансовых возможностей с нашими китайскими партерами", – сказал О. Белозёров.

"К сложению финансовых возможностей – и к распределению рисков, имея в виду, что значительная часть оборудования закупается за границей", – заметил на это В. Путин.

Глава "РЖД" признал это замечание справедливым. "Как раз сейчас мы над этим очень активно работаем. Планируем в следующем году завершить проектные работы и доложить Вам о возможности поведения либо концессионного конкурса, либо у нас есть отдельная особенность, которую мы тоже хотели бы до декабря проработать", – сказал О. Белозёров, не уточнив подробностей.

Как сообщалось ранее, к августу "РЖД" сформировали новую финансовую модель проекта, в которой попытались решить проблему с недостатком бюджетного финансирования. Ассигнования в ней заменены квазигосударственными инструментами (например, участием Российского фонда прямых инвестиций), а также китайскими деньгами в виде акционерного капитала и кредитов.

Ранее финмодель предполагала, что один из четырех участков (от Москвы до Владимира) "РЖД" построят сами, на три других (Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары и Чебоксары – Казань) монополия планировала найти концессионеров. Для "московско-владимирской" части ВСМ "Российские железные дороги" ожидали выделения 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ), размещения долговых бумаг в пользу Пенсионного фонда России (ПФР) на 139 млрд руб., а также готовы были выделить 31 млрд руб. собственных средств. По участкам концессионеров предполагались их вложения на 43 млрд руб., выпуск инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб. и привлечение коммерческого кредита на 225 млрд руб.

Проблема заключалась в двух элементах, связанных с невозвратным бюджетным финансированием. В 64 млрд руб. "РЖД" оценивали необходимый вклад в уставный капитал компании для своей части проекта и в 317 млрд руб. субсидии на этапе строительства – в концессионной части. Столь огромные средства в федеральном бюджете, однако, заложены не были. "Мы столкнулись с тем, что до 2017 г. государство не могло позволить себе больших субсидий", – заявлял в этой связи заместитель генерального директора специализированной "дочки" монополии – ОАО "Скоростные магистрали" – Федор Лычагин.

Кроме того, решения о выделении средств из Фонда национального благосостояния также не было принято. В итоге представленную финансовую модель проекта правительство РФ так и не утвердило.

В подготовленной к августу финансовой модели общей стоимостью 1,018 трлн руб. (плюс 20,9 млрд руб. на проектирование) проект так же был разбит на 4 участка, но уже по два на каждом этапе (стоимостью 576,3 млрд руб. и 441,9 млрд руб.). В числе неизменных осталась лишь статья необходимых поступлений из ФНБ (150 млрд руб. по ставке "инфляция + 1%" на 20 лет). Выделения из ПФР (139 млрд руб.) заменены на средства негосударственных пенсионных фондов (90 млрд руб.) и дополнительный объем инфраструктурных облигаций (50 млрд руб. – к сохранившимся 100 млрд руб.). С учетом 20,9 млрд руб. на проектирование ВСМ остался на уровне примерно 31 млрд руб. и объем вложений "РЖД". Правда, из 6 млрд руб., предусмотренных на 2015 г., 5 млрд руб. компания рассчитывает получить из федерального бюджета, а по 2016 г. – обсуждать вопрос субсидий в рамках бюджетного процесса этой осенью. Собственные средства "РЖД" на строительство ВСМ в сумме составят 26 млрд руб.

Остальную потребность в финансировании монополия планирует заместить за счет китайских средств (потребность в коммерческом кредитовании при этом сократится с 225 млрд руб. до 114,2 млрд руб.). Речь идет о сумме в 552 млрд руб., из них 500 млрд руб. – в виде кредитов Китайского банка развития (China Development Bank, CDB) и 52 млрд руб. – от инвестиционного фонда "Шелковый путь" (Silk Road Fund, SRF). О вовлечении в проект этих средств российская сторона договорилась в мае, подписав соответствующий меморандум на уровне министерств транспорта и железнодорожных администраций двух стран.

Документ предполагает, что по 52 млрд руб. пойдут в качестве взноса в уставный капитал SPV-компании, которая займется реализацией проекта. С китайской стороны средства поступят от SRF (на первую "фазу"), с российской же стороны участником должен выступить некий квазигосударственный инвестиционный фонд, например, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который внесет соразмерную сумму (на обе "фазы"). 5 млрд руб. предполагают выделить сами "РЖД".

Финансирование планируется осуществлять через ЗПИФ развития ВСМ (он должен структурировать инвестиции, выпускать инфраструктурные облигации; управляющей компанией предлагается сделать саму монополию). Кроме того, CDB, как ожидается, выделит кредиты в сумме 250 млрд руб. и 150 млрд руб. на первую и вторую "фазы", соответственно. Источник "Интерфакса" отмечал, что прямые инвестиции Китая в ВСМ могут составить 104 млрд руб., тогда как экс-президент "РЖД" Владимир Якунин говорил, что КНР готова обеспечить 250 млрд руб. в виде кредитов на 20 лет от китайских банков.

В итоге в новой финансовой модели сумма необходимых бюджетных средств оценивается примерно в 16% (без разбивки), квазигосударственные источники – 32%, частное финансирование превысит половину всей стоимости (52%). "На этапе строительства от бюджета не потребуется никаких денег, лишь госгарантии для частных инвесторов. А всю господдержку мы перенесли на этап эксплуатации после 2018 г.", – говорил при этом Ф. Лычагин. Кроме того, снизить расходы возможно, в частности, за счет нулевой ставки НДС на аренду, перевозки и использование инфраструктуры ВСМ, запуска подготовительных работ без разрешения на строительство, а также оперативного решения вопросов об изъятии земель.

ВСМ Москва – Казань протяженностью 770 км планируется проложить по территории 7 регионов РФ, в которых проживает более 25 млн человек. Предусматриваются 15 остановок, в том числе во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Казани. Время в пути от Москвы до Казани должно сократиться до 3,5 часов. При этом экс-глава "РЖД" В. Якунин заявлял, что линия будет рассчитана не только на пассажирское, но и на скоростное грузовое движение (в том числе почтово-багажных грузов, товаров интернет-торговли, высокотехнологичного оборудования, комплектующих и запчастей для автомобилей, а также других товаров).

Контракт на проектирование ВСМ стоимостью 20,9 млрд руб. получил консорциум в составе ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group. Свой выбор "РЖД" объяснили тем, что консорциум является "наиболее перспективным профессиональным сообществом, интегрирующим многолетний опыт и успешные практики в реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе проектов высокоскоростного и скоростного железнодорожного движения". При этом первый вице-президент "РЖД" А. Мишарин ранее отмечал, что "желательно, чтобы проектировал тот, кто потом будет строить".

Версия для печати
screenRenderTime=1