Интервью в СМИ

Выступление президента ОАО "РЖД" Олега Белозёрова на бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520" в Сочи

Олег Белозёров: Уважаемые коллеги! За 10 лет своего существования форум стал площадкой, где принимаются важные решения. Масштабы постепенно выходят за границы пространства 1520 и приобретают глобальный характер. Один из примеров плодотворного сотрудничества – это совместные проекты с Индонезией. В середине мая у меня в рамках саммита "Россия – АСЕАН" состоялась встреча с президентом Республики Индонезии Джоко Видодо, и мы обсудили направления нашего сотрудничества. ОАО "РЖД" участвует в модернизации электрификации существующих линий и в проектировании перспективных линий в Индонезии. Среди других направлений отмечу поставку и организацию локального производства подвижного состава в Индонезии. Считаю, что курс на наращивание экспорта железнодорожной продукции и технологий пространства 1520 на внешние рынки нужно продолжать.

Другой успешный пример взаимодействия – это работа с Финскими железными дорогами по запуску скоростных поездов "Аллегро" на направлении "Санкт-Петербург – Хельсинки". В декабре 2015 года исполнилось 5 лет этому проекту, а количество перевезенных пассажиров приблизилось к 2 миллионам человек.

Если вернуться к теме нашего пленарного заседания, за последние 2-3 года в мире произошли столь существенные изменения, что считаю крайне важным обсудить, куда железным дорогам пространства 1520 двигаться дальше.

Санкции отразились на сокращении импорта почти на 30%. На 37% снизился транзитный грузопоток на железных дорогах России. Если говорить о структуре импортных перевозок, то за последние 3 года импорт в Россию из стран Европы упал на 41%. Абсолютно логичной в складывающихся экономических условиях стала ориентация российского экспорта на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Объем российского экспорта в соседние страны АТР, который был перевезен железнодорожным транспортом 2015 году, составил 111 миллионов тонн. К 2025 году, по оценкам специалистов, объем общего грузопотока в направлении Азиатско-Тихоокеанского направления, включая транзит, должен увеличиться более чем в 3 раза. Вот почему сегодня стремительно растет значение развития всего комплекса инфраструктуры пространства 1520.

Сегодня порядка трех четвертей экспортных российских железнодорожных грузов следует через морские порты России, стран СНГ и Балтии. Несмотря на предоставляемые тарифные преференции и скидки, а также то, что путь по железной дороге занимает значительно меньше времени, чем по морю, грузоотправители не спешат переключаться с уже привычных маршрутов. В немалой степени этому способствует и низкий рейтинг по уровню логистики железных дорог пространства 1520. И вывод, который мы должны из этого сделать, это: необходимо совместно реализовывать мероприятия по предоставлению клиентам удобных товаропроводящих цепочек, новых транспортных продуктов, выгодных сквозных ценовых предложений, снижающих транспортную составляющую и повышающих качество и полноту сервиса. Нам есть на чем основываться. Уже который год на пространстве 1520 работает логистическая компания GEFCO, обладающая развитой сетью зарубежных представительств, представлены и другие дочерние компании "РЖД": и "Трансконтейнер", и "РЖД Логистика", – которые наращивают свои компетенции и профессионализм. "РЖД" совместно с партнерами из Белоруссии и Казахстана реализует первый интеграционный бизнес-проект на пространстве ЕАЭС, где в качестве оператора железнодорожных транзитных контейнерных сервисов сообщения Китай – Юго-Восточная Азия и Европа выступает "Объединенная транспортно-логистическая компания". Перед нами стоит задача по формированию целостной железнодорожной инфраструктуры международных перевозок. Только в прошлом году перевозки в сообщении Китай – Европа – Китай возросли почти в 3 раза по сравнению с 2014 годом. Есть понимание, что потенциал в этом направлении далеко не исчерпан. Увеличению международных перевозок грузов на направлении Восток – Запад должны способствовать такие мероприятия, как повышение пропускной способности Транссиба и БАМа, развитие международных транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2. Продолжается работа над проектом продления железной дороги с шириной колеи 1520 от Кошицы до Братиславы и Вены. В последнее время с учетом снятия санкций с Ирана увеличиваются перевозки грузов по международному транспортному коридору Север – Юг. За 4 месяца этого года объемы перевозок между Россией и Ираном возросли на четверть – более чем на 25%. Уверен, потенциал у нас очень большой, это не сотни тысяч, а миллионы тонн грузов, и мы придаем большое значение развитию международного транспортного коридора Север – Юг. Российская, иранская и азербайджанская стороны уже подтвердили заинтересованность в развитии этого коридора. На переговорах с генеральным директором железных дорог Исламской Республики Иран Мохсеном Пурсейедом Агайи, который присутствует здесь, мы обсудили дальнейшее его развитие и договорились с нашим азербайджанским коллегой Джавидом Гурбановым о подписании совместных документов.

Дополнительный импульс в развитии перевозок грузов по транспортному коридору Север – Юг придает завершение строительства в 2014 году восточной ветви коридора линии Узень – Гарган. Дополнительную надежность транзиту грузов по территории Ирана может обеспечить линия Решт – Астара.

Таким образом, коллеги, мы проводим системную работу по созданию надежного евроазиатского транспортного пути, максимально используя пространство 1520. В рамках форума мы должны уделить самое серьезное внимание инициативам в пассажирских перевозках. Они становятся более интернационализированными и доступными для клиентов. На железных дорогах России, Узбекистана, Литвы запущены новые скоростные поезда. Азербайджан закупил 2-этажные электропоезда "Штадлер", Латвийская и Белорусская железные дороги запустили обновленные интерфейсы для приобретения проездных документов онлайн.

Несмотря на предпринимаемые усилия, происходит стремительное сужение сегмента международных перевозок – на 34% в 2015 году. Поэтому железные дороги должны сосредоточиться на повышении скоростей движения, мультимодальности, развитии дополнительных услуг и сервисов. И не последнее внимание необходимо уделить и ценовой доступности пассажирских перевозок.

И последнее, на чем хочу остановиться. Сегодня страны пространства 1520 должны более активно участвовать в сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Одной из ключевых инициатив в этой области является создание евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин. 3 июня в рамках нашего бизнес-форума пройдет заседание Форума городов нового железнодорожного Шелкового пути, в котором примут участие мэры и губернаторы российских и зарубежных городов и регионов. На нем будет обсуждаться идея строительства Евразийского железнодорожного коридора. Это глобальная общемировая антикризисная мера, которая позволит преодолеть экономические проблемы и политические трения, сократит разрыв между регионами Евразии и сформирует пространство равных возможностей. По сути, люди получат возможность жить и работать в разных городах, между которыми можно перемещаться, как между станциями метро.

Коллеги, обсуждение вопросов развития евроазиатских международных транспортных коридоров мы продолжим и 14 июня в Шанхае, в ходе международной конференции "Железнодорожный бизнес на транзитных скоростях". Приглашаю всех принять участие в этом мероприятии. Коллеги, а сегодня и завтра желаю всем хорошей работы, контрактов и массы новых впечатлений и знаний! Спасибо.

Тематика: Форум 1520
Версия для печати
screenRenderTime=2