СМИ об РЖД

"Дочка" и местная власть: нам не жить друг без друга.

О том, по каким направлениям развивается взаимодействие с субъектами РФ, рассказал в интервью "Гудку" начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО "РЖД" Владимир Клименко.

Корр.: Владимир Витальевич, скажите, пожалуйста, как изменяется политика компании в отношении регионов в связи со структурной реформой ОАО "РЖД"?

Владимир Клименко: ОАО "РЖД" вступает в третий этап структурной реформы, компания меняется, и вместе с тем проходит процесс преобразования региональной политики. Прежде, когда весь железнодорожный комплекс страны был объединен под эгидой министерства путей сообщения, все взаимоотношения между подразделениями МПС на местах и региональными органами власти строились по принципу координации работы государственных структур. В определенном смысле тогда было проще, ведь основным источником финансирования и региональных администраций, и МПС был государственный бюджет. Сейчас многое изменилось. ОАО "РЖД" по-прежнему выполняет работу чрезвычайной государственной важности, но теперь это еще и коммерческая организация, деятельность которой должна приносить прибыль. В связи с этим главное направление отношений компании с регионами – взаимовыгодное сотрудничество.

Региональная политика компании строится вокруг двух ключевых вопросов: чем сотрудничество с ОАО "РЖД" может быть полезно регионам и какую пользу должна принести компании работа на региональном уровне.

Должен сказать, что, вне всякого сомнения, три года работы компании не прошли бесследно. Руководители местных органов власти теперь хорошо понимают новые ориентиры и принципы ОАО "РЖД" и зачастую выражают готовность сделать работу взаимовыгодной, а значит, и более эффективной.

Все взаимодействие между компанией и региональными администрациями ведется в соответствии с долгосрочными договорами, которые к настоящему моменту у ОАО "РЖД" заключены практически со всеми субъектами Федерации. Именно на основе этих договоров составляются контракты по реализации конкретных проектов.

Кстати говоря, я считаю, что реформы предоставят возможность вывести совместную работу компании и регионов на новый уровень. Если раньше мы могли предоставить для регионов только лишь услуги по перевозкам, то в ходе реформирования поле для совместной деятельности расширяется. Создаются новые дочерние общества компании, которые, как правило, имеют свои подразделения на местах. Мне кажется, что большую перспективу в регионах имеют, например, ОАО "Росжелдорстрой" и ОАО "Росжелдорпроект", "ТрансТелеКом", а также дочерние общества, которые предполагается образовать на базе структур общественного питания ОАО "РЖД". Кроме того, компания планирует вести все более открытую политику в отношении социальных проблем. Как всем хорошо известно, ОАО "РЖД" обладает развитой и хорошо организованной системой корпоративных медицинских учреждений, компания заинтересована в том, чтобы сделать их по-настоящему доступными для жителей регионов, в которых эти учреждения расположены.

Корр.: Вы так уверенно говорите о перспективах дочерних обществ в регионах, но ведь им предстоит вести жесткую конкурентную борьбу на региональных рынках, где действуют специфические условия и есть сильные игроки, давно уже научившиеся играть по местным правилам. Смогут ли новые ДЗО рассчитывать на поддержку материнской компании?

Владимир Клименко: Компания будет помогать своим "дочкам" осваиваться на региональных рынках, используя все законные возможности. Стратегия поддержки только вырабатывается, но, думаю, можно обозначить основные способы и направления такой работы.

Одной из главных форм поддержки может стать работа руководителей компании с высшими должностными лицами и крупнейшими бизнесменами региона. Подобная форма поддержки практикуется уже сейчас. Топ-менеджеры компании регулярно встречаются с представителями властных структур и бизнес-элиты субъектов Федерации и во время личных встреч, деловых переговоров и "круглых столов" рассказывают о тех возможностях, которые предоставляет сотрудничество с ОАО "РЖД". Поверьте, что слова, исходящие непосредственно из уст топ-менеджера компании, способны убедить многих в перспективности работы с дочерними обществами.

Подобные встречи нередко заканчиваются продуктивно, заключаются новые значимые контракты на перевозки, проектирование, возведение объектов железнодорожной инфраструктуры и гражданского строительства. Как одна из самых значимых мер по поддержке предприятий ОАО "РЖД" могут применяться налоговые льготы. Именно поддержку в форме освобождения от региональных налогов получит сейчас Тамбовский вагоноремонтный завод, который до конца этого года должен войти в новое ДЗО компании ОАО "Вагонреммаш".

Тем не менее, оказывая поддержку дочерним обществам, компания не останется в стороне и от проблем регионов. Я могу сказать, что один из основополагающих принципов политики ОАО "РЖД" – стремление к комплексному подходу во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Позиция компании состоит в том, чтобы работа дочерних и зависимых обществ органично вписывалась в социально-экономический комплекс всего региона. Работа наших предприятий и филиалов должна способствовать экономическому подъему всего региона. Ведь чем лучше экономическая ситуация в субъекте Федерации, чем интенсивнее идет развитие производства, тем больший объем грузов предъявляется к перевозке и выше доходы у ОАО "РЖД". Практическое выражение принцип комплексного подхода находит в том, что наша компания будет планировать свою работу исходя из планов и перспектив развития регионов, прогнозов инвестиций в те или иные субъекты Федерации. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед всеми структурными подразделениями ОАО "РЖД", будь то филиал или вновь созданное ДЗО, – стать неотъемлемой, но высокоэффективной частью социально-экономического комплекса региона.

Надо сказать, что по отношению к региональным структурам ОАО "РЖД" проводится политика, сущность которой состоит в том, что интересы компании в целом имеют приоритет перед интересами региональной структуры. Из этого, конечно же, не следует, что материнская компания будет мешать развитию своих региональных "дочек", просто ОАО "РЖД" внимательно контролирует, чтобы работа региональных структур отвечала общему курсу и основным задачам всего формирующегося холдинга.

Корр.: Один из самых насущных вопросов во взаимоотношениях ОАО "РЖД" и региональных властей – проблема перевозок льготных категорий пассажиров. Как проходит решение этого вопроса на данном этапе?

Владимир Клименко: Это действительно очень сложная проблема. В федеральном постановлении правительства № 239 указано, что региональные власти обязаны обеспечивать организацию пассажирских перевозок и имеют право устанавливать тарифы на них. Но по закону именно тот, кто устанавливает тарифы, и осуществляет компенсацию выпадающих доходов для перевозки льготных категорий граждан. Надо сказать, что большинство региональных администраций подходит к данному вопросу с полным пониманием, берет на себя право устанавливать тарифы и компенсировать расходы по льготным перевозкам. Есть и регионы, власти которых отказываются брать на себя ответственность за перевозки льготных граждан. Но я бы не хотел уточнять, какие это субъекты Федерации. Скажу только, что такие регионы в абсолютном меньшинстве и компания находится с ними в постоянном переговорном процессе.

Один из камней преткновения состоит в том, что нет единого федерального закона, четко регламентирующего размеры компенсации выпадающих доходов, и некоторые регионы считают, что компания немотивированно завышает цену на льготные перевозки. Это неверно. И для того чтобы окончательно прояснить ситуацию, по моему мнению, необходимо принять федеральный закон, подробно прописывающий эту процедуру.

Вместе с тем компания готова обсуждать с регионами и компромиссные варианты. Например, региональная администрация напрямую не дотирует льготные пассажирские перевозки, но предоставляет ОАО "РЖД" льготы на тарифы по электроэнергии, чтобы компания могла хотя бы частично компенсировать свои затраты.

Корр.: Владимир Витальевич, назовите, пожалуйста, наиболее яркие примеры сотрудничества компании с российскими регионами.

Владимир Клименко: Прежде всего мне хотелось бы отметить устойчивую тенденцию роста совместной с субъектами Федерации инвестиционной деятельности. Приведу несколько цифр.

Если в 2004 году совместная инвестиционная деятельность с субъектами Федерации осуществлялась по 76 объектам на общую сумму 3775 млн руб., в том числе за счет средств региональных бюджетов – на сумму 901 млн руб., то в 2006 году – по 159 объектам железнодорожной инфраструктуры на общую сумму 3638 млн руб., из которых 1824 млн руб. намерены инвестировать регионы.

Эти цифры свидетельствуют о том, что регионы проявляют все большую заинтересованность в совместном развитии своей транспортной инфраструктуры, которая обеспечит рост объемов перевозок и повышение качества транспортного обслуживания населения.

Взаимодействие ОАО "РЖД" с субъектами Российской Федерации развивается по следующим основным направлениям.

Это, во-первых, совместные вложения в строительство или реконструкцию инфраструктуры железнодорожного транспорта. За последние три года на паритетных началах были реконструированы вокзалы в городах Красноярск, Челябинск, Ижевск, пересадочный пассажирский узел на станции Выхино в городе Москве.

Во-вторых, большое внимание уделяется работе по повышению безопасности движения. В частности, строительству путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами. Наиболее ярким примером здесь может служить трехстороннее соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации, правительством Московской области и Московской железной дорогой по совместному решению данной проблемы в регионе.

В-третьих, большая работа ведется по обеспечению возмещения потерь в доходах за проезд пассажиров льготных категорий. С 60 субъектами Российской Федерации уже заключены договора по организации перевозки льготных категорий пассажиров в пригородном сообщении. По итогам работы за 10 месяцев 2006 года за проезд региональных льготников начислено 1,9 млрд руб.

На 2006 год с 49 регионами были заключены договора, в которых предусмотрено возмещение убытков со стороны региональных органов власти, возникших в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении. В целом за 10 месяцев из бюджетов на расчетные счета ОАО "РЖД" перечислено 1,5 млрд руб.

В-четвертых, важным направлением взаимодействия с региональными властями является создание пригородных пассажирских компаний как средства решения проблемы убыточности и повышения уровня бюджетного финансирования субъектами Российской Федерации пассажирских пригородных перевозок. На сегодня 11 субъектами Российской Федерации создано 10 пригородных пассажирских компаний. А всего о намерении создать такие компании заявили 44 региона.

Корр.: Какие проекты в перспективе ОАО "РЖД" будет осуществлять совместно с регионами России?

Владимир Клименко: Их много, поэтому остановлюсь лишь на тех из них, которые наиболее ярко отражают характер и перспективы наших взаимоотношений с региональными властями.

Так, ОАО "РЖД" совместно с регионами реализует большую программу по развитию железнодорожных подходов к припортовым станциям Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск), Северо-Запада (Мурманск, Усть-Луга, Высоцк, Приморск), Калининградской области. Эта программа рассчитана на несколько лет и приведет к значительному росту грузопотока на железной дороге.

Совсем недавно, в сентябре, было подписано большое соглашение с Москвой, которое предусматривает реконструкцию Малого кольца Московской железной дороги и использование его для перевозки пассажиров. Предполагается также осуществить целую серию совместных бизнес-проектов, которые позволят, с одной стороны, разрешить острые проблемы городского хозяйства, а с другой – повысить доходность ОАО "РЖД".

Буквально несколько дней назад было заключено соглашение с Новосибирской областью и городом Новосибирском. Оно охватывает широкий круг проблем, которые участники соглашения намереваются решить в ближайший год. Это и дальнейшее развитие ОАО "Экспресс-Пригород", и организация скоростного движения в межобластном сообщении, и реконструкция вокзалов, остановочных платформ, и формирование транспортно-логистической структуры на территории области, и совместные научные исследования, и многое другое. Очень важно, что Западно-Сибирская дорога позиционирует себя как часть единого хозяйственного комплекса области и координирует свои действия с другими хозяйствующими субъектами в решении транспортных проблем области.

Новым в деятельности ОАО "РЖД" являются проекты, осуществляемые на основе государственно-частного партнерства, когда в его реализации участвуют и государство, и частные инвесторы. Уже сегодня на этих принципах идет строительство участка железной дороги Томмот – Кердем (Якутия), а также линии Коротчаево – Новый Уренгой – Надым – Ямбург. На этих же принципах будет происходить участие ОАО "РЖД" в проекте развития Нижнего Приангарья, предполагающего строительство участка железной дороги Карабула – Ярки. В перспективе могут быть осуществлены проекты строительства линии к Куранахскому, Яковлевскому, Теченскому и Березовскому

Корр.: Ваш департамент отвечает также за взаимодействие с федеральными органами власти. Какие задачи стоят в этой сфере?

Владимир Клименко: Целью взаимодействия ОАО "РЖД" с федеральными органами власти является обеспечение условий для эффективного решения на федеральном уровне вопросов, касающихся деятельности компании.

В задачи департамента входит в этой связи создание площадок для переговорного процесса с представителями органов власти, поиск средств и возможностей для разрешения проблемных вопросов, отстаивание интересов компании в соответствующих органах исполнительной и законодательной власти.

Наша обязанность в отношениях с основными федеральными структурами состоит прежде всего в том, чтобы своевременно доносить до их руководства полную и объективную информацию о состоянии дел в железнодорожной отрасли. Наиболее ярко это проявляется в работе с Государственной думой и Советом Федерации. По инициативе ОАО "РЖД" в Федеральном собрании Российской Федерации периодически проходят слушания, заседания комитетов и комиссий, посвященные проблемам железнодорожного транспорта, во время которых депутаты узнают о работе компании, ее насущных проблемах, о том, какие перемены происходят в структуре ОАО "РЖД". Только в октябре этого года мы провели выездное заседание комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи, а также участвовали в заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. В обоих случаях депутаты Федерального собрания Российской Федерации поддержали позицию ОАО "РЖД" по дальнейшему реформированию железнодорожного транспорта страны. В результате удалось добиться того, что Государственной думой был утвержден порядок финансирования пассажирских перевозок из федерального бюджета, как это, собственно говоря, и происходит во всем мире. На дотирование пассажирских перевозок компании из бюджетных средств в 2007 году будет выделено 10 млрд 900 млн руб. Очень хотелось бы, чтобы в высшем органе законодательной власти России с пониманием отнеслись и к вопросу предоставления средств для пополнения парка грузовых вагонов ОАО "РЖД". Компания выполняет в большом объеме перевозки грузов, которые не имеют коммерческого значения, но являются жизненно важными для государства, а грузовых вагонов, и в частности полувагонов, для этих целей недостаточно. Для обеспечения нормальной работы по перевозке грузов необходимо, чтобы государство приняло участие в обновлении парка грузовых вагонов ОАО "РЖД".

Переход к третьему этапу реформирования на железнодорожном транспорте ставит перед нами новые задачи в области взаимодействия с федеральными органами власти. Прежде всего это касается подготовки новой нормативно-правовой базы. По данным специалистов компании, необходимо будет разработать и принять десятки законов и тысячи нормативных актов, в частности, в сфере технического регулирования. И все это за два-три года!

Приоритетными вопросами в этой связи являются: разработка и принятие целевой модели рынка на железнодорожном транспорте; поддержка государством пассажирских перевозок; совершенствование механизма компенсации проезда льготных категорий граждан; сохранение контроля ОАО "РЖД" над собственными электросетевыми активами; внесение изменений и дополнений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"; создание системы технического регулирования на железнодорожном транспорте; обновление парка подвижного состава.

Огромный объем работы требует повысить интенсивность и скоординированность деятельности подразделений компании по подготовке и продвижению наших предложений в части законодательного обеспечения третьего этапа реформы. Именно на этом заострил внимание президент ОАО "РЖД" В.Якунин на заседании правления 15 ноября 2006 года. Для решения данной проблемы принято решение создать Координационный совет по подготовке предложений в области законотворческой деятельности под председательством президента компании.


Адрес страницы в сети Интернет:  http://press.rzd.ruhttp://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=53048&print=1

screenRenderTime=1