СМИ об РЖД

"Сапсанов" прибывает согласно расписанию

ОАО "РЖД" согласовало параметры закупки новой партии поездов.

Как выяснил "Ъ", ОАО "РЖД" потратит €1,1 млрд на закупку 13 новых "Сапсанов" и их техобслуживание в течение 30 лет. Первые поезда выйдут на пути в 2022 году. Сейчас на направлении Москва – Петербург работают 16 "Сапсанов", их заполняемость уже превышает 92%, а в пиковые периоды доходит до 110%. С получением новых составов, монополия планирует заметно интенсифицировать движение "Сапсанов": по данным "Ъ", на направлении Москва – Петербург оно участится до 16 пар поездов в будни и 18 в выходные, причем втрое вырастет количество сдвоенных поездов, а на нижегородском направлении запустят три пары поездов в сутки.

ОАО "РЖД" финализировало финансовые параметры закупки новой партии "Сапсанов". Одобрение этой сделки рассматривалось 4 июня на заочном заседании совета директоров монополии. По данным "Ъ", речь идет о закупке 13 составов по десять вагонов в каждом. Стоимость контракта – €513,5 млн, еще €585 млн – это стоимость техобслуживания в течение всего срока службы новых "Сапсанов" (30 лет). Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что приобретение будет осуществляться на заемные средства. Поставки будут осуществлены в 2022-2023 годах, уточняет он.

Рамочное соглашение ОАО "РЖД", Siemens Mobility и "Уральские локомотивы" (СП "Си нары" и Siemens) заключили в сентябре 2018 года. Выпускать поезда будут "Уральские локомотивы". В ОАО "РЖД" не стали обсуждать итоги совета директоров, равно как и параметры контракта. В Siemens от комментариев отказались.

Это третья закупка "Сапсанов" ОАО "РЖД". В 2006 году ОАО "РЖД" заключило с Siemens контракт на восемь таких поездов за €276 млн, а в 2007 году – контракт на их техническое обслуживание в течение 30 лет стоимостью €354,1 млн. В 2011-м – еще на восемь "Сапсанов" с техобслуживанием, также на сумму около €600 млн, из которых собственно закупка поездов обошлась в €297 млн. Подорожание поездов новой партии на 14,5% к 2006 году собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, объясняет инфляцией (по официальным данным, накопленная инфляция в Германии за последние 12 лет превысила 18%) и наличием "некоторых конструкционных различий".

В последние годы, рассказывают в ОАО "РЖД", наблюдается тенденция увеличения общего пассажиропотока на направлении Москва – Санкт-Петербург. "Только за последний год он увеличился на 13,4% (без учета автомобильного транспорта) по сравнению с 2017 годом и составил 15,75 млн пассажиров, – говорят в ОАО "РЖД". – При этом доля поездов "Сапсан" в общем объеме перевозок всеми видами транспорта составила 33,1%". В 2018 году объем перевозок "Сапсанами" увеличился на 7% и составил 5,47 млн пассажиров, отмечают в монополии: для сравнения, в первый год курсирования "Сапсанов" объем перевозок составил 1,62 млн пассажиров.

Провозная способность имеющихся "Сапсанов", говорят в холдинге, составляет 5,94 млн пассажиров. Средняя заполняемость "Сапсанов" в 2018 году превышала 92%, при этом в пиковые периоды постоянно наблюдается дефицит мест (заполняемость свыше 110%). Таким образом, имеющийся парк "Сапсанов" (в количестве 16 единиц) не позволяет обеспечить постоянно растущий спрос пассажиров на эти перевозки, и их провозная способность будет исчерпана к 2022 году. "Учитывая этот факт, а также работу холдинга ОАО "РЖД" по развитию высокоскоростных железнодорожных перевозок, было принято решение рассмотреть возможность приобретения дополнительной партии поездов "Сапсан"", – добавляют в монополии.

По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, новый контракт позволит увеличить максимальное предложение мест на направлении Москва – Петербург на 37%, до 9,6 млн. Вместе с тем, как и было объявлено в октябре, говорит он, не все "Сапсаны" отправятся на петербургское направление: за счет новой закупки движение "Сапсанов" на направлении Москва – Нижний Новгород будет увеличено с текущей одной до трех пар в сутки.

На петербургском направлении увеличение числа "Сапсанов" накладывается на планы по строительству ВСМ "Москва – Петербург", одобренному Владимиром Путиным в апреле (ранее планировалось строительство ВСМ "Москва – Казань"). ОАО "РЖД" выделяет 100 млн руб. на актуализацию проекта, осенью планирует начать проектирование. Во вчерашнем интервью "Ведомостям" вице-премьер Максим Акимов говорил, что считает "более устойчивым" объединенный маршрут Петербург – Москва – Казань. Впрочем, пояснил "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, концепция "Сапсанов" поездов не исключает в перспективе возможности их эксплуатации на участках выделенных высокоскоростных линий сети железных дорог.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков отмечает, что пассажиропоток на направлении Москва – Петербург растет и в пиковые периоды (начало-конец праздников и лето) провозной способности "Сапсанов" действительно недостаточно. ОАО "РЖД" может идти разными путями: увеличивать частотность и назначать больше сдвоенных поездов. Однако, отмечает эксперт, к увеличению частотности нужно подходить осторожно ввиду плотного пригородного движения на подъезде к Петербургу и Москве (особенно на участке Крюково – Клин, где всего два пути) и наличия значительного количества переездов. Поэтому, полагает господин Янков, наиболее разумным было бы назначить больше сдвоенных поездов. Сдвоенных поездов действительно будет больше, говорит собеседник "Ъ", знакомый с деталями контракта: как и анонсировалось в октябре 2018 года, их количество увеличится с трех до девяти, а курсирование – с 13 пар в будни и 15 в выходные до 16 и 18 соответственно.

При этом, по словам другого собеседника "Ъ", траты ОАО "РЖД" на развитие движения "Сапсанов" не ограничатся стоимостью контракта с поставщиками поездов. По его словам, сверх этой суммы потребуется около 3-4 млрд руб. на модернизацию деповской инфраструктуры для их обслуживания.

 

 

Скорлыгина Наталья, Скоробогатько Денис


Адрес страницы в сети Интернет:  http://press.rzd.ruhttp://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=308130&print=1

screenRenderTime=2