СМИ об РЖД

Заглянуть за горизонт

В Сочи прошел I Международный транспортно-логистический форум "PRO//Движение.1520".

В работе форума приняли участие представители органов госвласти, экспертного и бизнес-сообщества, представленного 340 компаниями из 16 стран мира. Специалисты обсудили ключевые направления развития ОАО "РЖД" на перспективу, потенциал цифровой трансформации на транспорте, основные направления развития грузового и пассажирского сообщения, возможности участия финансовых институтов в крупных инфраструктурных проектах и т. д.

В этом году форум был приурочен к юбилею ОАО "РЖД" – в октябре компании исполнилось 15 лет.

В первый день форума в присутствии министра транспорта РФ Евгения Дитриха и главы ОАО "РЖД" Олега Белозёрова руководитель Росжелдора Владимир Чепец и генеральный директор ООО "Северный широтный ход" Сергей Суханов подписали концессионное соглашение о реализации проекта строительства Северного широтного хода.

Открыла форум дискуссия о глобальных трендах современной мировой транспортной системы, в ней принял участие министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Он озвучил приветствие Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева участникам форума. В приветствии была подчеркнута важнейшая роль железнодорожного транспорта – социальная.

В своем выступлении Евгений Дитрих отметил, что по объемам перевозок грузов и пассажиров железнодорожный транспорт занимает лидирующие позиции среди других видов транспорта, а текущий год стал для него рекордным по ряду показателей. По словам министра, железнодорожная отрасль в своем динамичном развитии опирается на основные конкурентные преимущества: передовые цифровые, энергосберегающие и логистические технологии.

Министр напомнил о том, что на президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ до 2024 года, на реализацию которого планируется направить до 6,3 трлн руб., из них 3 трлн составят частные инвестиции. Четыре проекта имеют непосредственное отношение к железнодорожному транспорту. В частности, среди них проект, связанный с осуществлением движения и транзита контейнеров по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям, а также проект, предусматривающий строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани.

– Мы сегодня начинаем работать над высокоскоростным движением, что должно принести на железную дорогу принципиально новые управленческие и технологические решения. Комплексный план предполагает прорывное развитие транспортной инфраструктуры России, – подчеркнул министр.

По словам генерального директора – председателя правления компании "РЖД" Олега Белозёрова, ключевыми факторами развития железнодорожной сети в долгосрочной перспективе будут урбанизация, а также рост грузовых и пассажирских перевозок. Он отметил, что в условиях роста мирового населения и объединения городских агломераций в мегарегионы, простирающиеся на сотни километров, железные дороги в ближайшие десятилетия получат естественное преимущество и новый импульс для развития, в том числе в качестве внутригородского транспорта. В связи с этим ОАО "РЖД" уже сейчас активно прорабатывает планы и стратегии своего развития вплоть до 2050 года.

– В грузовых перевозках и логистике мы планируем зайти глубоко "на территорию" крупнейших клиентов, полностью интегрируясь в их внутренние логистические процессы с точки зрения как перемещения грузов, так и информационных систем управления. При этом такая же степень интеграции будет обеспечена с грузополучателями и партнерами по перевозкам, в частности, портами и судами. Такая система позволит исключить потери времени и эффективности в цепочке поставок, сократив сроки и стоимость. Не исключаю, что для обеспечения "последней мили" мы будем владеть собственным автотранспортом – к тому времени уже, наверное, полностью электрическим, – сказал Олег Белозёров.

Железная дорога станет полностью цифровой – каждый производственный или управленческий процесс будет отражен в информационной системе, снабжен показателями эффективности в режиме реального времени и подкреплен предиктивной аналитикой и моделированием. Будет в полной мере задействован весь спектр перспективных технологий: Big Datа, интернет вещей, блокчейн, технологии виртуальной и дополненной реальности, искусственный интеллект.

Еще одним трендом, по мнению Олега Белозёрова, станут безлюдные технологии, в том числе поезда без машинистов и целиком автономные грузовые и пассажирские линии. Они позволят повысить скорости движения, сократить интервалы между поездами, снизить технологические риски. Так, уже в следующем году на МЦК будет проведена тестовая поездка в автоматическом режиме управления.

В России в период до 2024 года будут созданы основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения: в первую очередь завершено строительство ВСМ "Москва – Гороховец" как первого этапа ВСМ "Москва – Казань", сообщил Олег Белозёров. Затем в период до 2035 года на железнодорожной сети должно быть завершено формирование интегрированной сети высокоскоростного и скоростного сообщения с поэтапным освоением транспортных систем нового технологического уклада.

Подробнее о проекте ВСМ "Москва – Казань" рассказал первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин на круглом столе "PRO новые скорости". Первый этап предполагает строительство новой выделенной железнодорожной линии длиной 301 км на участке Железнодорожный (Московская область) – Гороховец (Владимирская область) для поездов со скоростями до 400 км/ч и организацию движения пассажирских поездов от Москвы до Нижнего Новгорода, включая участки уже существующей инфраструктуры (общая протяженность линии составит 408 км). Проектирование магистрали на участке Железнодорожный – Гороховец завершено, получено положительное заключение Главгосэкспертизы. Проработаны все технологические вопросы, связанные с организацией строительства и эксплуатацией высокоскоростной магистрали.

Новая высокоскоростная линия предполагает 7 остановок от Москвы до Нижнего Новгорода: Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец, Дзержинск. С учетом всех семи остановок по новой линии поезда будут следовать 2 часа 31 минуту.

По расчетам Центра экономики инфраструктуры, прогнозный пассажиропоток на линии в первые годы после запуска движения превысит 7,7 млн пассажиров. При этом реализация проекта даст значительные эффекты для государства и регионов: прирост валового регионального продукта составит 9,7 трлн руб., а прирост бюджетных доходов – 1,9 трлн, что существенно превышает необходимый для реализации проекта объем инвестиций. Потребность в финансировании проекта в прогнозных ценах оценивается в 621,5 млрд руб., из них капитальный грант со стороны государства – 200 млрд, инвестиции ОАО "РЖД" – 201 млрд, оставшиеся инвестиции будут привлечены стратегическим международным инвестором и другими акционерами, российскими и международными банками.

Всего ОАО "РЖД" закупит порядка 5 тыс. новых локомотивов до 2025 года, об этом сообщил заместитель генерального директора – главный инженер ОАО "РЖД" Сергей Кобзев на специальной сессии, посвященной развитию техники будущего. По его словам, потребности в новом подвижном составе на перспективу заложены в долгосрочной программе развития холдинга. При этом требования к новому подвижному составу будут определяться развитием перевозочных технологий на сети железных дорог. Для решения этой задачи в компании сформирована рабочая группа из сотрудников ведущих отраслевых НИИ.

– В ближайшие 10-15 лет определяющей будет технология перевозок с сокращенным интервалом попутного следования с применением весовых норм грузового поезда 7100 тонн, – сообщил Сергей Кобзев.

Не менее важной является работа по организации пассажирских перевозок. По словам директора ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова, к 2025 году в компании планируют ежегодно перевозить 1 млрд 412 млн пассажиров. Из них 1 млрд 277 млн пассажиров планируется отправлять в год в пригородном сообщении и 135 млн пассажиров – в дальнем. Способствовать росту перевозок, по словам Дмитрия Пегова, будут расширение сети "дневных экспрессов", повышение маршрутных скоростей, обновление подвижного состава, развитие агломераций и скоростного сообщения.

В ходе традиционного пресс-завтрака с представителями СМИ генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозёров анонсировал выход на сеть нового поколения скоростных поездов "Сапсан". Новые модификации поездов Velaro Nova экономичнее по энергопотреблению на 30% и смогут развивать большую скорость.

Кроме того, Олег Белозёров напомнил о том, что в компании работают над разработкой новой концепции вагонов повышенной комфортности. В ее реализации специалисты будут опираться на пожелания пассажиров.

– На базе принципов формирования общего и плацкартного вагонов будут созданы зоны персонального комфорта. У пассажира появится индивидуальное пространство. Возможно, пространство-трансформер, чтобы его можно было формировать под себя, под личный комфорт, – сообщил он.

В перспективе новые поезда "Сапсан" могут дополнить существующий парк на направлении Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород для увеличения количества мест, предлагаемых пассажирам.

Как сообщил вице-президент компании Siemens AG Дитрих Меллер, в настоящий момент прорабатывается возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и вагонов в России для их эксплуатации на многих других пассажирских маршрутах колеи 1520.

Также в ОАО "РЖД" в настоящий момент ведется разработка вагонов типа 2019 и 2020. На этапе проектирования были предложены самые разнообразные идеи вагонов, но для проекта 2019 и 2020 годов будут отобраны самые практичные, надежные и реальные в исполнении проекты, сочетающие в себе функциональность и высокий уровень комфорта. Оснащение, которое получат новинки, будет зависеть от их непосредственного предназначения. Во всех вагонах предусмотрены розетки, Wi-Fi.

 

Артем Озун, обозреватель "ТР".


Адрес страницы в сети Интернет:  http://press.rzd.ruhttp://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=304960&print=1

screenRenderTime=1