СМИ об РЖД

Главный по перрону

У российских вокзалов – новый директор.

Сменился руководитель Дирекции железнодорожных вокзалов. Им стал Виталий Вотолевский, работавший ранее гендиректором ЗАО "Желдорипотека" и ОАО "Росжелдорпроект", а также советником губернатора Санкт-Петербурга.

В официальном сообщении компании подчеркивается, что прежний руководитель ДЖВ Сергей Абрамов "реализовал поставленные перед ним задачи по обеспечению безопасности пассажиров, организации качественных потребительских услуг, благоустройству привокзальных территорий".

Вокзалы, уточняется в сообщении, преобразованы в социально-культурные объекты городской инфраструктуры.

 

Вокзал – это не базар

Действительно, за годы стихийного рынка вокзалы были превращены в непрезентабельные объекты, обросшие пестрыми "восточными базарами". В декабре 2007 года, спустя считанные месяцы со дня образования дирекции, когда руководить вокзалами назначили Сергея Абрамова, началась их реформа. Избавиться от наследия 90-х оказалось непросто: теневой сектор у вокзалов крышевал криминал.

А задача перед дирекцией стояла – реконструировать и модернизировать их так, чтобы выглядели лучше европейских. Прежде всего надо было убрать уличную торговлю.

Позиция железнодорожников была проста: на привокзальных территориях не должно быть никакой коммерческой активности! Надо было обеспечить удобный подъезд и подход пассажиров, обустроить парковки, а в самих зданиях создать условия для цивилизованных предпринимателей.

Но повсюду привокзальные территории находились в ведении муниципальных образований. С мэрией Москвы железнодорожники быстро пришли к пониманию, что в наведении порядка без единоначалия не обойтись. В 2010 году столичные власти передали привокзальные площади в управление ДЖВ на символических условиях: 1 рубль в год за кв. метр.

Но уйти "по-хорошему" соглашались немногие.

Шли долгие судебные разбирательства, а демонтаж производился в присутствии полиции и приставов. После благоустройства площадей и строительства парковок, рассчитанных на 1000 машино-мест, исчезли не только полукриминальные и асоциальные элементы, но и сомнительные типы, которые до этого годами контролировали ситуацию на парковках. Как следствие, преступность упала в разы.

Учитывая наработанный опыт по обустройству привокзальных территорий, правительство Москвы поручило дирекции реализовать 58 проектов транспортно-пересадочных узлов в столице (ТПУ). В регионах совместно с местными властями также началась эта работа. Задача усложнялась тем, что объекты должны быть запущены за счет внебюджетных средств. В итоге дирекции удалось привлечь в проекты ТПУ 4 млрд. рублей.

Параллельно на коммерческую инфраструктуру вокзалов привлекались сетевые операторы. Цель – обеспечить потребителей стандартизированными услугами.

Партнеры не только инвестируют средства в развитие вокзалов – ремонт, закупку оборудования, – но и создают рабочие места.

ДЖВ совместно с сетевыми операторами разработала и внедрила 30 сервисных направлений.

Сначала были открыты фудкорты, где теперь можно поесть на любой кошелек. На вокзалах появились объекты общественного питания популярных отечественных и международных брендов. Объем привлеченных средств, вложенных только в развитие услуг общепита в 2013-2015 гг., составил 2,7 млрд. рублей.

Взялись и за розничную торговлю. Выстроили линейку необходимого ассортимента: пресса, цветы, продукты, связь, вендинг, банковские услуги, заказы такси, продажа билетов. Начали внедряться высокотехнологичные услуги – автоматические камеры хранения, бесплатный Wi-Fi. За каждой такой услугой стоит конкретный сетевой оператор.

 

Галерея на Казанском, концерт на Рижском

В итоге дирекции удалось поднять доходы от аренды коммерческих площадей почти вдвое, а прибыль – в 45 раз, обеспечив рекордный показатель – 1,5 млрд. рублей. Не забывались и социальные обязательства. В прошлом году заработал Центр содействия мобильности, доказавший свою эффективность во время зимних Олимпиады и Паралимпиады в Сочи. Говоря о международных событиях в жизни ДЖВ, нельзя не отметить, что ее руководитель возглавил профильный комитет Международного Союза железных дорог.

Вокзалы стали и площадками для культурных мероприятий. На Казанском вокзале открылась картинная галерея, а на Рижском – арт-центр Voхhall, где проходят концерты и встречи с деятелями искусства.

– Мы уже видим успешные примеры редевелопмента вокзалов, – комментирует Антон Коротаев, руководитель направления консалтинга в сфере торговых площадей Jones Lang LaSalle. – С точки зрения дирекции, вокзалы с профессиональными, качественными арендаторами позволяют получить дополнительную прибыль, а с точки зрения пассажиров – это комфорт и сервис. Ставки аренды там соответствуют ставкам в самых успешных торговых центрах. Московские вокзалы привлекательны и с точки зрения развития ритейла и общепита. Ежедневный пассажиропоток там доходит до 100 тыс. человек, из них 70-80% – это пассажиры электричек, они живут в области, а работают в Москве. Покупательская способность основной их массы довольно высока, и эта аудитория очень интересна ритейлерам и рестораторам. А площади вокзалов привлекательны с точки зрения размещения кафе и магазинов, аптек, салонов сотовой связи.

Так уж совпало, что календарная "пятилетка" деятельности Сергея Абрамова на своем посту в декабре 2012 года была отмечена осмотром столичных вокзалов мэром Москвы Сергеем Собяниным в сопровождении президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина. Глава компании тогда подчеркнул, что вокзалы перестали выполнять функцию просто "городских ворот" и превратились в центры социальной активности. Сергей Собянин дал положительную оценку работе, проделанной за короткий срок. По его словам, благодаря совместным усилиям правительства Москвы и ОАО "РЖД" вокзалы стали одними из самых безопасных мест города.

 

Актуально

Безопасность прежде всего

Спустя год горький опыт жизни доказал, что усилия дирекции по обеспечению безопасности вокзалов были не напрасны. В декабре 2013 года террорист-смертник попытался пронести взрывчатку в здание волгоградского вокзала, но произвел подрыв на пороге -в зоне досмотра багажа, понимая, что просвечивающее багаж оборудование обнаружит его смертоносный груз.

Без жертв не обошлось. Но погибших могло быть гораздо больше, если б взрыв прогремел в залах ожидания.

Картину преступления удалось восстановить за считанные часы благодаря системе видеонаблюдения.

Уроки Северного Кавказа не оставили у бывшего чеченского премьера сомнений в том, что профилактические меры по предупреждению террористических угроз не могут быть эффективны без внедрения передовых инновационных технологий. Еще в 2010 году (после серии терактов в московском метро) усилиями специалистов ДЖВ на вокзалах началось развертывание Интегрированной комплексной системы безопасности (ИКСБ). Она включает в себя функции видеонаблюдения, пожарно-охранной и технологической безопасности, системы доступа и оповещения, оперативный выход на чрезвычайные службы. Изображение с видеокамер, установленных на вокзалах и привокзальных территориях, поступает также на монитор в дежурную часть линейных отделений транспортной полиции в режиме реального времени.

В главный пункт транспортной безопасности, расположенный в здании дирекции, информация поступает с 4 тыс. видеокамер и датчиков, контролирующих работоспособность инженерных систем на вокзалах. Системы видеонаблюдения регулярно используются правоохранительными структурами при расследовании различных ЧП на объектах железнодорожной инфраструктуры. В 2012 году ИКСБ была признана проектом года в области высоких технологий.

Таким образом, планы руководства "РЖД" использования богатого опыта Сергея Абрамова в реализации новых проектов выглядят логично. В начале марта Абрамов был переведен в аппарат советников Владимира Якунина. И эта позиция, скорее всего, временная, и экс-руководителя ДЖВ ждет новое назначение. Ведь по своей сути он – кризисный менеджер, проявивший себя в этом качестве в Узбекистане, где создал фондовый рынок, а затем и в Чечне, создав там с нуля бюджетную систему и вписав ее в российскую экономику. Опыт кризисного менеджера пригодился Абрамову в реформировании вокзалов, и теперь новому руководителю ДЖВ, грамотному управленцу, предстоит креативно развивать заданное направление.

Пока точно неизвестно, какое назначение ожидает Сергея Абрамова. Сам же он от каких-либо комментариев на этот счет отказался. По сведениям из источников, близких к дирекции, стало известно, что ближайшие время он проведет в Академии Генштаба, где будет проходить обучение по программе повышения квалификации.

Сергей Ермаков


Адрес страницы в сети Интернет:  http://press.rzd.ruhttp://press.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=286652&print=1

screenRenderTime=2