СМИ об РЖД

Пассажиры прибывают днем

Экспрессы обеспечили рост перевозок.

По итогам первого полугодия 2019 года дальние пассажирские перевозки на сети ОАО "РЖД" выросли на 6,4%. Начавшийся с 2016 года рост в этом сегменте приобрел уверенную тенденцию, и эксперты объясняют это изменением самого формата перевозок. Пассажирам стало удобно путешествовать между городами с помощью дневных экспрессов.

"Главной причиной роста перевозок стало увеличение скорости в пассажирском железнодорожном сообщении, благодаря которой на дневные экспрессы стали переходить клиенты пригородного и междугородного автобусного сообщения, – утверждает эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, бывший советник министра транспорта Юрий Елизарьев. – Именно такие короткие перевозки и еще сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом являются основными точками роста. В классических ночных поездах прироста нет".

По данным ОАО "РЖД", как раз дневные экспрессы растут сейчас наиболее быстрыми темпами. В 2018 году ими воспользовались порядка 15 млн пассажиров. Это на 22,9% больше количества пассажиров, перевезенных дневными поездами в 2017 году. А в 2017 году рост перевозок в этом сегменте по сравнению с 2017 годом составил 20%.

Дневные экспрессы – это ускоренные поезда, курсирующие в дневное время суток и состоящие в основном из современных вагонов с местами для сидения: поезда "Ласточка", "Стриж", а также составы из новых одноэтажных и двухэтажных вагонов. Населенность отдельных маршрутов достигает 70%, а в праздничные дни они часто заполняются полностью.

Маршрутная сеть дневных поездов постоянно расширяется. К примеру, если в графике на 2017-2018 годы таких поездов было 56 пар на 33 маршрутах, то в сезон 2018-2019 годов – уже 69 пар и 41 маршрут.

То, что пассажиры сейчас предпочитают быстро путешествовать на короткие расстояния, легко показать с помощью статистики. Рекордным в новейшей истории ОАО "РЖД" был 2007 год, когда компания перевезла на дальние расстояния 135,7 млн пассажиров при пассажирообороте 128 млрд пасс.-км. В 2018 году эти же показатели составили 110 млн и 96,2 млрд пасс.-км. Если количество пассажиров уменьшилось с того времени на 11%, то пассажирооборот – на 33%.

Причем железная дорога приобретает новых клиентов явно не за счет авиации, которая также уверенно растет на внутренних рейсах (11% в 2018 году), а за счет пригородных и междугородных автобусных перевозок, которые, по данным справочника "Транспорт России", как раз в 2017 году уменьшились со 114 млн человек (в 2016 году) до 111 млн. По 2018 году Росстат данные еще не представил, но в общем разрезе по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом из материалов Минтранса следует, что там также зафиксировано падение на 1,7%.

Как пояснил "Гудку" руководитель Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой, на расстоянии в 300-500 км скоростной поезд при условии соблюдения частотности и сопоставимых цен всегда выиграет у автобуса за счет большего комфорта.

"Поэтому, если сохранится, а еще лучше и увеличится число "ниток" графика для дневных экспрессов, то в ближайшие годы мы увидим продолжение роста, – уверен эксперт. – Тем более что и со стороны государства идет грамотная политика поддержки".

Владимир Косой напомнил, что с 2017 года введена нулевая ставка НДС на дальние пассажирские перевозки. По данным ФПК, это позволит компании до 2025 года сэкономить порядка 70 млрд руб., которые будут направлены на закупку нового подвижного состава. Кроме того, государственный бюджет каждый год выделяет около 10 млрд руб. на субсидирование плацкартных и общих вагонов, что позволяет поддерживать определенный уровень цен на билеты.

 

Сергей Плетнёв

Тематика: Расписание
Версия для печати
screenRenderTime=1