СМИ об РЖД

Здоровье важно для всех

В ОАО "РЖД" "Гудку" рассказали о том, как происходит обмен медицинским опытом при обеспечении безопасности движения поездов и сохранении профессионального долголетия работников.

Олег Атьков, председатель комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций государств – участников СНГ в области здравоохранения, вице-президент ОАО "РЖД".

Корр.: Олег Юрьевич, что послужило предпосылкой для создания международной комиссии в области здравоохранения и как давно она работает?

Олег Атьков: Комиссия была создана в непростой для всего постсоветского пространства период – в 90-е годы. Было жизненно необходимо избежать полного разрыва деловых, гуманитарных и просто человеческих связей между миллионами людей, многие десятилетия живших единой семьей. Железная дорога в силу своей природы объединяет людей и страны. Железнодорожный транспорт сыграл большую роль в развитии интеграционных процессов. В изменяющихся геополитических условиях было приложено немало усилий для решения проблем, связанных с единой технологией перевозочного процесса, эксплуатацией и содержанием подвижного состава, обеспечением безопасности движения поездов, научно-техническим сотрудничеством в различных областях совместной деятельности, выработкой многих согласованных решений.

Здравоохранение, как неотъемлемый элемент обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, также требовало к себе внимания. Наряду с реализацией согласованной транспортно-логистической политики для железнодорожных администраций государств – участников Содружества было актуальным формировать и развивать общее пространство в области здравоохранения.

Социальное единство наших дорог не менее важно, чем единство технологическое, тем более когда речь идет о таком важном аспекте, как медицинское обеспечение железнодорожников.

Поэтому в октябре 1997 года в Баку на 19-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества было принято решение о создании комиссии. С тех пор опыт сотрудничества и взаимодействия прошел хорошую проверку временем. В сентябре нынешнего года в Киргизии пройдет очередное, уже 35-е заседание.

Корр.: Какие направления взаимодействия железнодорожных администраций стран СНГ вы можете отметить в качестве наиболее приоритетных?

Олег Атьков: Мы сотрудничаем по многим значимым вопросам. Среди них прежде всего обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности пассажирских и грузовых перевозок. Реализуются мероприятия по предупреждению завоза и распространения инфекционных болезней, представляющих опасность для населения.

Приоритетной является работа в области охраны здоровья и медицинского обеспечения железнодорожников, при этом первостепенно максимальное использование национальных лечебных и санаторно-курортных ресурсов. Реализуются совместные программы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров с привлечением ведущих специалистов из базовых медицинских образовательных учреждений. В качестве еще одного ключевого направления деятельности нельзя не назвать ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Корр.: Какие задачи удалось решить, а по каким аспектам еще предстоит поработать?

Олег Атьков: Разработана основополагающая концепция взаимодействия железнодорожных администраций в области здравоохранения, которая позволяет целенаправленно и планомерно проводить согласованные мероприятия по медицинскому обеспечению деятельности железнодорожного транспорта. Все нормативные документы, регламентирующие работу комиссии, постоянно актуализируются. Учитываются реалии сегодняшнего дня, а также пожелания и просьбы железнодорожников Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины.

В 2014 году появился новый регламент направления работников железнодорожного транспорта, членов их семей и пенсионеров на лечение в отраслевые учреждения здравоохранения стран СНГ. В департамент здравоохранения ОАО "РЖД" часто поступали как устные, так и письменные обращения от представителей железнодорожных администраций стран СНГ, Международной конфедерации профессиональных союзов железнодорожников и транспортных строителей о возможности пройти лечение в клиниках компании. Многие из обращений начинались одинаково: "Я проработал несколько десятков лет на железной дороге Казахстана, Украины, в настоящее время живу в России у своих взрослых детей, хочу пролечиться в железнодорожной больнице". Поверьте, называются все республики бывшего Советского Союза. Некоторые специально приезжали в Россию из другого государства, чтобы получить лечение в учреждениях здравоохранения РЖД.

Приходилось объяснять заслуженным пенсионерам, что времена изменились, железнодорожные больницы в России являются негосударственными, уставный капитал железных дорог СССР не вошел в состав РЖД и принять на лечение мы можем только на платной основе. Поэтому утвержденный в 1998 году порядок направления железнодорожными администрациями стран СНГ больных в центральные клинические или бальнеологические больницы был актуализирован. Мы постарались прописать в новом документе общие положения по направлению на лечение в учреждения железнодорожного здравоохранения, не затрагивая особенностей национального законодательства.

Также были пересмотрены документы, регулирующие обеспечение санаторно-курортного лечения и оздоровления работников железнодорожного транспорта стран СНГ. Ранее речь шла лишь о санаторно-курортных учреждениях российских железных дорог, в то время как на большинстве железных дорог СНГ имеются прекрасные санаторные зоны с уникальными природными факторами и климатическими условиями.

Безусловно, для поддержки готовности к чрезвычайным ситуациям департамент здравоохранения РЖД постоянно организует тактико-специальные учения по ликвидации последствий взрывов в вагоне пассажирского поезда, столкновений пассажирского и грузового составов с выбросом в атмосферу химически опасных веществ, при крушении пассажирского поезда в ночное время и зимой. В учениях регулярно принимают участие коллеги из стран СНГ.

Пожалуй, самым значимым результатом работы комиссии стало издание в 2012 году рекомендаций по единым подходам железнодорожных администраций государств – участников Содружества к охране здоровья работников железнодорожного транспорта.

Корр.: Почему этот документ настолько важен?

Олег Атьков: В своей профессиональной деятельности работники железнодорожного транспорта подвергаются воздействию целого ряда вредных и даже опасных производственных факторов. В таких условиях приоритетными задачами железнодорожного здравоохранения являются унификация и стандартизация подходов железнодорожных администраций в странах СНГ к вопросам медицинского обеспечения безопасности движения поездов, сохранения кадрового потенциала и недопущения отклонений в состоянии здоровья работников, которые могли бы повлиять на их профессионально значимые функции, привести к людским и материальным потерям.

Прежде чем приступить к разработке единых подходов, был проведен глубокий сравнительный анализ нормативно-правовой базы государств – участников Содружества в области охраны здоровья работников железнодорожного транспорта и медицинского обеспечения безопасности движения поездов. Анализ выявил структурно-организационные различия систем охраны здоровья и финансовых механизмов их обеспечения, показал быстро меняющееся правовое поле государств. Было отмечено, что правовые взаимоотношения в сфере охраны здоровья населения регулируются не только законодательством об охране здоровья и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, но и нормативными актами в других сферах.

Кроме того, анализ показателей здоровья работников железнодорожного транспорта подтвердил сходство в структуре заболеваемости, причинах профессиональной непригодности и причинах отстранений от рейсов. Эта работа, а также учет специфики каждой из стран позволили избежать ситуации, которую описывал Станислав Ежи Лец: всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Бельгийского Конго директивы поведения в самый разгар жары. Наши рекомендации по единым подходам к охране здоровья работников способствуют тому, чтобы гармонизировать политику железнодорожных администраций в этой области.

Корр.: Какие из наработок ОАО "РЖД" в области здравоохранения наиболее востребованы у соседей?

Олег Атьков: Врачи из Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии, Латвии принимают активное участие в работе международной школы по телемедицине на базе учреждений здравоохранения РЖД. За 10 лет прошли подготовку более 350 специалистов из стран СНГ. При участии российских специалистов и выпускников школы создан телемедицинский центр в Казахстане на базе железнодорожной больницы станции Атырау. Медики РЖД проводят регулярные дистанционные консилиумы с коллегами из Казахстана и Узбекистана. Важным направлением совместной деятельности в перспективе должно стать постепенное создание единого телемедицинского пространства.

Проявляют наши зарубежные коллеги интерес и к "поездам здоровья". Казахстан, например, в свое время по достоинству оценил передвижной консультативно-диагностический центр (ПКДЦ) "Здоровье" Западно-Сибирской дороги, который в демонстрационных целях выезжал для обследования жителей этой страны. Пациенты были удивлены научно-техническим прогрессом – возможностью размещения современной поликлиники в поезде. При активном участии российских специалистов введены в эксплуатацию уже три казахстанских ПКДЦ. Этот проект пользуется в Казахстане огромным успехом, ведь государство с запуском медицинских поездов экономит миллионы – их не нужно тратить на строительство поликлиник на степных полустанках.

Также нашими коллегами начато внедрение автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО), позволяющей объективно оценивать функциональное и психофизиологическое состояние членов локомотивных бригад. АСПО уже успешно используется в Казахстане и Белоруссии.

Корр.: Отразились ли на работе комиссии экономический кризис и современная политическая обстановка?

Олег Атьков: В целом нет. Заседания проходят ежегодно при кворуме участников. Сложности возникли только у украинских коллег. Их участие в работе комиссии возобновится, вероятно, не скоро.

Корр.: Есть ли понимание перспектив взаимодействия в рамках комиссии и по каким направлениям?

Олег Атьков: Сегодня в составе комиссии работают большинство стран Содружества. ОАО "РЖД" предлагает расширить географию представительства отраслевых медиков.

В частности, можно обсудить вопрос о возможном приглашении к участию в ее работе в качестве наблюдателей коллег из Монголии и Китая. Отношения между этими государствами и Россией динамично развиваются, что не может не находить отражения во взаимодействии в сфере транспортной медицины.

 

Версия для печати
screenRenderTime=1