СМИ об РЖД

Изменить себя может каждый

В течение полугода экспериментальная группа из числа машинистов и помощников ряда локомотивных и моторвагонных депо Октябрьской железной дороги добивалась единственной цели – поправить здоровье и восстановить свою утраченную трудоспособность.

Проблема продления профессионального долголетия работников основных профессий на Октябрьской магистрали назрела давно. Особенно остро ее переживают машинисты, представители ведущей специальности, именуемые еще золотым фондом компании "РЖД".

Согласно спискам производственных врачей, в сентябре 2014 года на Санкт-Петербургском узле над многими машинистами нависла угроза списания. В локомотивном эксплуатационном депо Санкт-Петербург-Финлянд­ский (ТЧЭ-12) таких было 3%, в Санкт-Петербург-Варшавском (ТЧЭ-14) – 21%, а в Санкт-Петербург-Пасса­жирский-Московском (ТЧЭ-8) – целых 23%! Причем в этих грозных списках преобладали далеко не старые люди, а мужчины в полном расцвете лет. Именно лет, а не сил, потому что образ жизни, физическая форма и основные показатели их здоровья оставляли желать лучшего.

А незадолго до этого, в августе прошлого года, на круглом столе в физкультурно-оздоровительном центре "Локомотив", участники которого бурно обсуждали тему здорового образа жизни, родилась идея провести эксперимент с целью продлить трудоспособность машинистов и их помощников. Специалисты службы управления персоналом ОЖД, региональной дирекции медицинского обеспечения и Дорпрофжела, объединив усилия, стали организаторами нового проекта. Они поставили перед собой задачи: исследовать исходные показатели состояния здоровья работников локомотивных бригад в экспериментальных группах, разработать программу по снижению влияния на него вредных факторов и провести контрольные исследования с оценкой полученных результатов. Проект под названием "Эффективность влияния здорового образа жизни на факторы риска развития заболеваний" стартовал в ноябре прошлого года и закончился в мае нынешнего.

Прежде чем рассказать о результатах эксперимента, впечатливших и его организаторов, и непосредственных участников, вернемся к его началу. По рекомендации врачей дорожной клинической поликлиники были отобраны кандидаты, состоявшие в группе риска по состоянию здоровья и пожелавшие участвовать в проекте.

Сформировали команду из четырнадцати человек: один – из ТЧЭ-14, двое – из ТЧЭ-8, четверо – из ТЧ-20 (моторвагонное депо Санкт-Петербург-Финляндский) и семеро – из ТЧЭ-12.

Не все охотно соглашались на приглашение: некоторым казалось, что их к чему-то принуждают, и им не хотелось быть "подопытными кроликами". Организаторы терпеливо объясняли, в чем они заблуждаются. Ведь одной из особенностей данного проекта является индивидуальный подход к каждому участнику.

Набрав добровольцев, им предложили заполнить анкеты по определению статуса питания, степени выраженности вредных привычек, опросники по режиму труда и отдыха, а также выдали дневники – для составления персональных программ и ежедневного описания состояния собственного здоровья. Для работы с участниками эксперимента привлекли цехового терапевта, врача-диетолога, профессионального фитнес-инструктора. Терапевт Елена Елисеева каждый месяц встречалась в дорожной клинической поликлинике с машинистами и помощниками, вела с ними беседы о здоровом образе жизни, производила определение антропометрических показателей. Диетолог и специалист по фитнесу Наталья Цыкунова работала с каждым по специальному графику. Участникам проекта была предоставлена возможность бесплатно заниматься в дорожном физкультурно-оздоровительном центре. Это осуществлялось в рамках выполнения распоряжения ОАО "РЖД" от 2 июня 2014 года № 1341р – по согласованию с руководством РФСО "Локомотив", дирекции тяги и дирекции моторвагонного подвижного состава. Чтобы выкроить время для занятий спортом, при необходимости участникам проекта даже корректировали рабочий график.

Итак, шесть месяцев позади. Много это или мало? И достаточно ли для изменения самого себя? Для отказа от вредных привычек, нездорового питания, малоподвижного образа жизни? Об этом мы решили спросить у специалистов – кураторов проекта и у самих его участников.

Из группы в четырнадцать человек до финиша дошли восемь. В назначенный день они собрались в Овальном зале дорожной поликлиники. На лицах – ни следа усталости, недосыпа, в глазах – живой интерес к происходящему.

Сначала слово взяли специалисты по управлению персоналом и региональной дирекции медицинского обеспечения. Они говорили о том, как длинна, сложна и материально затратна подготовка работника локомотивной бригады. И какой моральный и экономический эффект дает продление их профессионального долголетия.

Елена Елисеева, врач, работавшая на всем протяжении проекта, констатировала: "Отрицательного результата не было!", и с помощью документов продемонстрировала положительную динамику основных показателей здоровья участников. Повысилась выносливость, нормализовалось и стабилизировалось давление, ушел лишний вес. Фитнес-инструктор и диетолог Наталья Цыкунова рассказала о том, как прививала своим подопечным азы культуры питания, как учила их использовать разные виды физических нагрузок для поддержания тонуса тела и хорошего самочувствия.

А потом слово дали самим локомотивщикам. Их истории лучше всякой рекламы доказывали преимущества здорового образа жизни. 53-летнего машиниста ТЧ-20 Евгения Семенова год назад хотели списать. Стал участником проекта – тренажерный зал, бассейн, сауна – и спокойно прошел ВЭК. Давление у него теперь идеальное, прошла сонливость, исчез живот. Приобщил к физкультуре свою супругу. Машинист того же депо Олег Волков, занимаясь с помощью тренера, стал мобильнее, подвижнее, сбросил лишние килограммы. И комиссию прошел без вопросов. Их коллега Александр Федоров отметил, что с помощью проекта пути оздоровления определены и теперь все зависит от них самих. Машинист ТЧЭ-8 Сергей Стеклов высоко оценил советы диетолога. А Юрий Мальцев, машинист ТЧЭ-12, высказал пожелание: если проект будет продолжен, заранее предупреждать локомотивные бригады о предстоящих мероприятиях, чтобы они могли подмениться. Завершил обсуждение Дмитрий Толстов, заместитель начальника ТЧ-20 по кадрам, заявив: "А я бросил курить!"

Закончилась встреча сюрпризом. В качестве мотивации дошедшим до финала участникам проекта предложили бесплатно отдохнуть в одном из санаториев-профилакториев – по своему выбору. Это было воспринято на ура! Но, по общему мнению машинистов, никакая мотивация не может сравниться с тем ощущением полета, который дает здоровый образ жизни.

Фото: Иван Куртов.

 

Елена Ануфриева

Версия для печати
screenRenderTime=1