СМИ об РЖД

Будущее европейских высокоскоростных сообщений

В 1999 г. в странах Европейского союза (ЕС) пассажирооборот, приходящийся на долю высокоскоростных сообщений на девяти железных дорогах, достиг 52,7 млрд. пассажиро-км, что составило почти 20 % от общего пассажирооборота на железнодорожном транспорте стран ЕС (292 млрд. пассажиро-км). В июне 2001 г. протяженность новых высокоскоростных линий в Европе увеличилась до 3000 км, а в 2010 г. она должна возрасти до 6000 км.
     
     Ситуация в Европе
     Национальные проекты
     История европейских высокоскоростных сообщений началась во Франции в 1981 - 1983 гг., когда была введена в эксплуатацию линия Париж - Лион протяженностью 410 км. За ней последовали линии TGV Atlantique (280 км) в 1989 г. и TGV Nord (332 км) в 1993 г. С вводом в эксплуатацию линии TGV-Mediterranee в июне 2001 г. длительность поездки по маршруту Париж - Марсель протяженностью 740 км сократилась до 3 ч. В начале 2001 г. началась подготовка к строительству линии TGV Est-Europeen. С вводом в эксплуатацию первого ее участка в 2006 г. длительность поездки из Парижа в Страсбур сократится до 2 ч 20 мин (сейчас 4 ч).
     В Италии еще во время строительства линии Direttissima между Римом и Флоренцией был разработан долгосрочный план развития железнодорожной сети, который предусматривал создание высокоскоростной сети Т-образной формы с маршрутами:
     - Милан - Болонья - Флоренция - Рим - Неаполь с включением линии Direttissima;
     - Турин - Милан - Верона - Венеция с ответвлением на Геную.
     Работы на линии Рим - Неаполь длиной 210 км начались в 1994 г., на линии Болонья - Флоренция - в 1996 г. Эта линия пересекает Апеннины и при ее общей длине, равной 90 км, суммарная протяженность тоннелей превышает 70 км. Ввод в эксплуатацию обеих линий запланирован на 2003 - 2004 гг. После реализации плана время поездки между Миланом и Римом будет сокращено до 2 ч 50 мин, между Римом и Неаполем - до 1 ч 5 мин.
     В Германии эпоха высокоскоростного движения началась в 1991 г. с вводом в эксплуатацию новых линий Ганновер - Вюрцбург (327 км) и Мангейм - Штутгарт (100 км). Время поездки на направлениях север - юг сократилось на 2 ч. Осенью 1998 г. было открыто движение на реконструированной линии Ганновер - Берлин (263 км), включающей участок высокоскоростного движения длиной 170 км. В конце 2002 г. планируется ввести в эксплуатацию важную для Германии линию Кёльн - Рейн/Майн (177 км), что позволит сократить длительность поездки между Кёльном и Франкфуртом-на-Майне на 1 ч (в настоящее время она составляет 2 ч 15 мин).
     После успешного осуществления проекта первой испанской высокоскоростной линии Мадрид - Севилья (1992 г., протяженность 471 км) в 1996 г. компания GIF, оператор инфраструктуры железных дорог Испании, приступила к строительству второй высокоскоростной линии Мадрид - Барселона. Эта линия будет вводиться в эксплуатацию поэтапно с 2002 по 2004 г. Для обеспечения конкурентоспособности по сравнению с воздушным транспортом линия рассчитана на скорость движения поездов 350 км/ч. Длительность поездки между Мадридом и Барселоной сократится с 6 ч 30 мин до 2 ч 30 мин. Принятый в 2000 г. план развития высокоскоростных сообщений предусматривает строительство новых линий от Мадрида до Валенсии и Вальядолида, а также ответвление от Кордобы в Малагу на линии Мадрид - Севилья.
     В Бельгии продолжаются работы по расширению высокоскоростной сети на маршруте Париж - Брюссель - Кёльн/Амстердам. Строятся линии Лёвен - Льеж длиной 62 км, Антверпен - граница с Нидерландами длиной 38 км и Льеж - Ахен.
     В Нидерландах сооружается новая линия в Брюссель (96 км), которая обеспечит соединение бельгийской границы с Роттердамом, аэропортом Амстердам-Схипхол и самим Амстердамом. Ввод ее в эксплуатацию запланирован на 2005 г. Время поездки между Амстердамом и Брюсселем сократится до 1,5 ч (сейчас 3 ч), а между Парижем и Амстердамом до 3 ч (сейчас 4 ч 25 мин).
     Высокоскоростное движение предусмотрено ввести также на маршруте Амстердам - Эммерих - Кельн. На маршруте Рандстад - Рейн/Майн уже курсируют многосистемные поезда ICE железных дорог Нидерландов (NS) и Германии (DBAG).
     
     Европейские проекты
     Eurostar. Первый поезд Eurostar был введен в эксплуатацию в 1994 г. За короткий срок поезда Eurostar забрали у воздушного транспорта 60 % рынка пассажирских перевозок на направлении Лондон - Париж, которое является одним из самых загруженных в Европе. С 1994 до конца 2000 г. этими поездами перевезено 34 млн. пассажиров, и объем перевозок продолжает расти.
     Thalys. Четырехсистемный поезд Thalys курсирует между крупными городами четырех стран - Франции, Бельгии, Нидерландов и Германии. Высокоскоростное движение реализовано пока только между Парижем и Брюсселем (310 км за 1 ч 25 мин). Остальная часть сети в настоящее время реконструируется и поэтапно вводится в эксплуатацию. В 2000 г. поезда Thalys перевезли 5,5 млн. пассажиров (на 10% больше, чем в 1999 г.). Севернее Брюсселя эти поезда курсируют по существующей сети, пока не будут открыты новые или реконструированы участки в Бельгии, Нидерландах и Германии. После 2005 г. поездка из Брюсселя в Лилль займет 30 мин, в Роттердам - 1 ч, в Париж - 1 ч 20 мин, в Кёльн и Амстердам - 1 ч 30 мин. Из Кёльна до Парижа можно будет доехать за 3 ч.
     Rhealys. В проекте Rhealys участвуют Франция, Германия, Люксембург и Швейцария. После открытия линии TGV Ost в 2006 г. длительность поездки из Парижа во Франкфурт-на-Майне будет составлять 3 ч 35 мин, в Страсбург - 2 ч 20 мин, в Люксембург 2 ч 15 мин, в Цюрих - 4 ч 30 мин и в Базель - 3 ч 30 мин. Новыми и реконструированными линиями, рассчитанными на скорость движения 250 км/ч, а на некоторых участках - и 320 км/ч, будут соединены такие промышленные центры, как Париж, Страсбур, Менц, Саарбрюккен, Мангейм и Карлсруэ.
     
     Прогноз на 2010 и 2020 годы
     Весной 2001 г. рабочая группа МСЖД по высокоскоростному движению составила планы развития высокоскоростных сообщений в 2010 и 2020 гг. Протяженность сети новых высокоскоростных линий в Европе составит 6000 км в 2010 г. и 10 000 км в 2020 г. В Западной Европе появятся новые услуги - ночные пассажирские и высокоскоростные грузовые поезда на маршрутах протяженностью 1500 - 2000 км.
     Деятельность МСЖД в области высокоскоростных сообщений
     Еще в 1986 г. МСЖД приступил к исследованиям, направленным на создание единой европейской сети высокоскоростных сообщений. Основными задачами этого исследования являлись:
     - разработка среднесрочных и долгосрочных гипотез развития сети;
     - оценка социально-экономического и финансового эффектов от высокоскоростных сообщений;
     - требования к гармонизации высокоскоростного подвижного состава и сопутствующих систем.
     В 1989 г. МСЖД представил Европейской комиссии предложения по созданию европейской высокоскоростной сети, которые были распространены между членами ЕС и получили их одобрение. После этого была создана первая трансъевропейская железнодорожная сеть. Это случилось еще до подписания в ноябре 1993 г. Маастрихского договора, который предусматривал, в частности, создание трансъевропейских сетей для всех видов транспорта. Эти сети рассматривались в качестве ключевого фактора, способствующего развитию Европейского союза и достижению экономического, социального и культурного единства в новом европейском пространстве без внутренних границ между странами. В опубликованной в конце 1993 г. Белой книге, посвященной развитию, конкурентоспособности и занятости в ЕС, подчеркивалась важная роль высокоскоростной железнодорожной сети в транспортной системе Европы и исходящих от нее экономических импульсов.
     В декабре 1994 г. на встрече руководителей стран - членов ЕС были приняты 14 проектов, в том числе девять проектов в области железнодорожного транспорта, направленные на развитие наиболее важных транспортных связей. Среди них семь проектов касаются европейской высокоскоростной железнодорожной сети.
     Особое значение имеет деятельность МСЖД по обеспечению эксплуатационной совместимости трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы.
     В генеральной дирекции МСЖД существует дирекция по высокоскоростным сообщениям во всем мире. Среди завершенных недавно этой дирекцией проектов можно упомянуть издание монографий по высокоскоростному движению в Швеции и Италии, издание карт высокоскоростных сетей согласно прогнозам на 2010 и 2020 гг., исследование распределения населения в Европе.
     В конце 2001 г. планировалось завершить работы по проекту сокращения времени поездки по сетям обычных линий с применением поездов из вагонов с наклоняемыми кузовами и традиционных поездов.
     В мае 2001 г. началась работа по составлению детального прогноза в области транспорта на 2010 и 2020 гг. Первые ее результаты будут представлены на следующем конгрессе по высокоскоростному движению Eurailspeed, который состоится в Мадриде 23 - 25 октября 2002 г.
     В МСЖД ведутся также исследования возможностей грузовых высокоскоростных перевозок. Предварительные их результаты, по которым должны приниматься решения о продолжении работ в этой области, планировали обнародовать в конце 2001 г.
Версия для печати
screenRenderTime=1