СМИ об РЖД

К чужим берегам вынуждены стремиться российские грузы

В середине марта в грузовых перевозках Октябрьской дороги обнаружилась тенденция, проявления которой можно было ожидать только после проведения второго этапа унификации тарифов. Значительно увеличился поток экспортных грузов в направлении сухопутных границ. На подходах к железнодорожным пограничным переходам создалось некоторое напряжение, так как перестройка с малых объемов на большие требует времени, совершенствования совместной технологии разных служб, задействованных в процессе приема и передачи поездов по межгосударственным стыкам. Факт роста грузоперевозок в страны Балтии косвенно свидетельствует о том, что российские порты на Северо-Западе страны не способны дальше увеличивать объемы переработки. Экспорт (а он возрос на сети железных дорог в первом квартале на 12 процентов), уткнувшись в морские ворота Санкт-Петербурга, поворачивает на порты прибалтийских государств.
     Интересно, что заботу об увеличении пропускных способностей Санкт-Петербургского морского порта, а в конечном итоге - о пополнении государственной казны, проявляют в первую очередь железнодорожники. Как мы уже сообщали, в конце прошлой недели в Управлении Октябрьской прошло совместное совещание по проблемам ускорения выгрузки вагонов в порту, которое провел первый заместитель министра путей сообщения В.Морозов. Вадим Николаевич однозначно нацелил движенцев дороги и координаторов ОАО на рост объемов выгрузки до одной тысячи вагонов в сутки. По итогам первого квартала она составила 788,4. Скопление поездов с экспортными грузами на подходах к Санкт-Петербургу и в самом узле, кроме прямых потерь из-за непроизводительных простоев подвижного состава, вызывает и дополнительные косвенные затраты, создавая проблемы в эксплуатационной работе железной дороги.
     Железнодорожники ищут варианты оптимизации процесса переработки экспортного потока. Предложения по совершенствованию совместной технологии, изменению специализации причалов с целью более рациональной организации погрузки и выгрузки изложил на совещании начальник Санкт-Петербургского отделения дороги А.Краснощек. Частичного изменения схем работы в некоторых грузовых районах руководству отделения уже удалось добиться, но далеко не все предложения реализованы. Необходима большая заинтересованность в этом вопросе администрации порта, директората стивидорных компаний. Активности пока не наблюдается.
     Представитель Санкт-Петербургского порта С.Жусупов основным сдерживающим фактором назвал реконструкцию припортовых станций (но без этой реконструкции расшить движение в узле было бы невозможно даже в перспективе) и нерешенность вопроса с организацией таможенных операций в ночное время. Случается и неравномерность подвода поездов на станции Автово и Новый Порт по разным номенклатурным специализациям. Но нужно сказать, что этот процесс теперь находится под двойным диспетчерским контролем - железной дороги и морского порта. Единичные случаи срыва графика подвода черных металлов происходят вследствие того же вагонного столпотворения в узле и на дороге в целом, количество поездов с экспортными грузами назначением на Автово и Новый Порт доходит до 80. В иные сутки очереди на выгрузку в порту ожидают шесть тысяч вагонов. Только периодические запреты на погрузку в адрес станций Автово и Новый Порт позволяют удерживать ситуацию в управляемых рамках. Но для железных дорог России этот способ регулирования грузопотоков наносит удар в другом звене: продукция не отгружается, не везется, доходы упускаются. Теряется и конкурентоспособность железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. Интересы порта при этом никак не страдают. Очевидно, в отсутствие финансовой ответственности за неэффективное использование производственных фондов железной дороги и упирается кардинальное решение проблем выгрузки в порту. Фронты выгрузки не развиваются - при том, что в развитие технической базы инвестируются значительные средства (только в строительство Балтийского балкерного терминала планируется вложить 40 миллионов долларов). Не решаются даже и такие вопросы, которые не требуют финансовых средств - как, например, круглосуточная работа таможенников.
     Сегодня есть все резоны для пересмотра нормативной базы, положенной в основу взаимодействия железнодорожников и портовиков. В начале 90-х годов, при значительном падении объемов грузовых перевозок, совместным приказом Минтранса и МПС были приняты особые условия работы с экспортными грузами. Эта особенность заключается в том, что порт не несет никакой материальной ответственности за тот ущерб, который терпит железная дорога из-за несвоевременной выгрузки вагонов получателями. Пересмотр потребует немалого времени, так как, собственно говоря, не администрация порта отвечает за скорость освобождения вагонов от груза, а множество крупных и мелких субъектов экономической деятельности, с каждым из которых необходимо отдельное согласование условий, фронтов, нормативов. Эта работа должна быть начата в штабе отрасли немедленно. За неделю до совещания в Петербурге о необходимости пересмотра нормативной базы заявил в ходе своей поездки в порт Туапсе министр путей сообщения Г.Фадеев. А что касается конкретных технических и технологических деталей взаимодействия, они уже несколько месяцев изучаются <на местности> руководством отделения - в грузовых районах порта. Начальник Санкт-Петербургского отделения А.Краснощек считает даже, что в случае реализации всех схем, разработанных специалистами, можно довести объемы выгрузки не до тысячи вагонов в сутки, а до 1200 (при условии, что изменению будет подвергнута и технология работы в лесном порту). В.Морозов сообщил о том, что на Северо-Кавказской дороге работает группа специалистов МПС с целью создания в регионе глобального логистического центра для управления экспортными грузопотоками, идущими через южные порты. После разработки общей концепции идею подобного логистического центра можно будет реализовать и в Санкт-Петербурге. Но то, что возможно, необходимо делать уже сегодня, в частности - наращивать объемы выгрузки на портовых терминалах.

Г .МОРОЗОВА

Версия для печати
screenRenderTime=1