СМИ об РЖД

Как нам увеличить пропуск по стыкам?

С середины марта грузопоток в направлении западных границ России возрос, на стыках сразу же образовались "пробки". Эпизодические проблемы с пропуском экспортно-импортных грузов возникали и раньше, но при меньших объемах их удавалось оперативно решать на уровне Санкт-Петербург-Витебского отделения и Управления дороги. Сегодня, как выяснилось в ходе совещания, к решению задачи по увеличению пропуска должны быть привлечены более высокие инстанции. В том, что пограничные станции перерабатывают поездов в полтора, а то и в два раза меньше, чем предусмотрено графиком движения, особой вины отделения и дороги нет. Как следовало из сообщений начальника Октябрьской Г.Комарова и начальника Санкт-Петербург-Витебского отделения А.Краснощека, многое было сделано в истекшие три месяца года - для того, чтобы подготовиться ко второму этапу унификации тарифов, пропуску возросших объемов экспорта в страны Балтии. В частности на всех пограничных станциях проведены трехсторонние совещания, конкретизированы условия и требования таможенников, пограничников и железнодорожников друг к другу. Протоколами зафиксированы мероприятия и сроки, в которые они должны быть выполнены - к взаимному удовлетворению сторон. Более того, Санкт-Петербург-Витебское отделение в считанные дни выполнило некоторые выдвинутые требования смежных служб. Например, в Печорах-Псковских в течение суток было сделано дополнительное освещение, облегчающее осмотр в ночное время. Пограничникам теперь светло, как днем: при норме пять люкс лампы светят на десять. Теперь отделение планирует купить пограничникам и таможенникам АРМы, видеосистему для слежения за поездами, компьютеры, мониторы. Технику обещано поставить на погранпереходы к 1 мая. На всех станциях поставлены ограждения, препятствующие проникновению в зону осмотра посторонних лиц. Проблема, однако, состоит в том, что посторонними лицами пограничники считают даже железнодорожников, работающих с ними в одну смену. Если вдруг осмотрщик вагона или приемосдатчик зайдет на тот путь, где в данный момент проверяется поезд, их могут арестовать, составить акт. Причем отменяется и уже проведенная работа - осмотр начинается заново... Почти как в поговорке: солдат проверяет, служба идет. Но поезда-то стоят.
     Весьма эмоциональной была реакция первого заместителя министра на подобные факты, сдерживающие процесс перевозок. Но что могут сделать железнодорожные руководители на местах с "государевыми" людьми, у которых свои инструкции и правила, а задачи не менее важные, чем у транспортников - исключить несанкционированные пересечения границы. Главной причиной нестыкования требований железнодорожников и возможностей военнослужащих начальник СЗ управления ФПС П.Павленко назвал отсутствие утвержденных правительством технологических схем организации пропуска грузов и транспортных средств через границы РФ. В соответствии с постановлением № №60 еще в 1998 году были определены типовые схемы, нормативы для автомобильного, авиа- и морского транспорта. Железнодорожный транспорт утвержденных правительством нормативов не имеет. А ведь от этого зависит расчет контингента - на пограничных станциях не хватает как солдат срочной службы, так и офицеров. Генерал-майор А.Степанов пожаловался между прочим на маленькую зарплату, на то, что подчиненные бегут из армии на промышленные предприятия. Какое дело им, не способным прокормить семью, до того, что в глобальном масштабе теряются доходы государства, тормозятся международные перевозки? К сожалению, государство перестало сегодня восприниматься как единый целостный организм, от богатства которого зависит благосостояние его членов. Апеллировать к гражданскому сознанию в наше время трудно и практически бесполезно. Единственный шанс увеличить размеры пропуска поездов на погранпереходах, сократить время нахождения железнодорожных составов под досмотром - подготовить типовые схемы, срочно представить их в правительство и ускорить законодательное утверждение. Технологические схемы, разработанные на уровне дороги и отделения, для пограничников - не закон. Поэтому ждать немедленного ускорения пропуска поездов на пограничных стыках, увеличения размеров передачи до установленных графиком было бы идеализмом.
     Идеализмом можно назвать и принятое некогда на государственном уровне решение о том, что за техническое обустройство пограничных переходов на вновь образовавшихся границах должны отвечать железные дороги. Не имея на это достаточных собственных средств, отрасль до сих пор не может закончить обустройство. В нынешнем году на Октябрьской выделено на эти цели 134 миллиона рублей. Будут построены административно-бытовые корпуса в Печорах, Себеже, Ивангороде, где найдется место и для таможенников, и для пограничников. В Печорах в этом году появится кран, весовое хозяйство, система видеослежения. Постепенно проблемы решаются - по мере имеющихся средств. Следует заметить, что из федерального бюджета на обустройство пунктов пропуска нынче не выделено ни одного рубля, да и в предыдущие годы из государственной казны получено немного. Данный факт не очень-то согласуется с провозглашенным государственным интересом к увеличению объемов перевозок внешнеторговых грузов.

Г. МОРОЗОВА

Тематика: ОЖД
Версия для печати
screenRenderTime=3