СМИ об РЖД

Дикого капитализма на железной дороге не будет

Уже скоро год, как правительство России утвердило программу реформирования одной из базовых отраслей экономики страны - ее железнодорожного транспорта. И механизм преобразований запущен. На днях ход реформирования отрасли стал предметом обсуждения на расширенном заседании коллегии Министерства путей сообщения. Коллегия подтвердила как неизбежность преобразований, так и необходимость осуществлять их продуманно, целенаправленно, без спешки. Государственная Дума - важнейший этап на пути реформирования железнодорожного транспорта. Здесь запланированные преобразования должны получить юридическую основу в виде новых законов и поправок к уже действующим. Иначе реформа не двинется дальше стадии предварительных проработок. В этой связи своими взглядами на цели и характер преобразований, начавшихся на железных дорогах России, делится председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко.
     - Владимир Семенович, правительственное постановление, содержащее программу реформирования железнодорожного транспорта, - документ отнюдь не рекомендательного свойства, И он, разумеется, выполняется. Но ведь не секрет,что и сегодня есть те, кто сомневается, нужно ли вообще реформировать стабильно работающую отрасль.(...)
     (...) Что же касается моей точки зрения, она остается неиз-менной: ситуация для реформирования на железной дороге назрела. Ее необходимо менять, прежде всего разделив функции хозяйственного ведения и государственного регулирования. Это вполне закономерно и соответствует общему курсу реформ, осуществляемых в нашей стране. К тому же, сегодня
     реструктуризация ведущих отраслей экономики идет гораздо более упорядоченно, чем это было лет десять назад, когда страна входила в рынок, полностью полагаясь на его стихию.
     Моя позиция сформировалась на основе коллективного мнения, вырабоганного в процессе парламентских слушаний, заседаний комитета, на которые мы приглашаем ведущих деятелей науки и практиков, представителей регионов. Большинство специалистов считают, что реформу проводить надо, но ни в коем случае нельзя спешить.
      Сегодня очень важно не опережать события и не поступать, как это порой заведено у нас: телегу ставить впереди лошади.(...)
     - Так что же получается? Даже в развитых западных странах не все довольны итогами реформирования железнодорожного транспорта. Что же тогда говорить о нашем государства с "переходной экономикой"? (...)
     - Российские железные дороги всегда были государственными, даже в царские времена. Создаваемое открытое акционерное общество "Российские железные дороги" тоже будет на 100 процентов государственной структурой. Главная идея реформирования заключается в том, чтобы придать железнодорожной отрасли ту организационную форму, котооая позволит стальным магистралям успешно функционировать в новых экономических условиях. А жесткий государственный контроль, во всяком случае в ближайшие годы, сохранится.
     Мы прекрасно понимаем, что железнодорожный транспорт - главный в нашей стране. Его не случайно называют становым хребтом российской транспортной системы, хребтом отечественной экономики. Такая оценка вполне справедлива. И тем не менее это один из сегментов транспортного рынка. А для предпринимателей, которые пользуются транспортными услугами, не безразлично, как проводится государственная
     политика во всех сегментах этого рынка. И государство просто обязано налаживать, регулировать и направлять весь транспортный процесс: речников и моряков, автомобилистов и железнодорожников, авиаторов и всех остальных, кто участвует и хочет в этом процессе участвовать.(...)
     - А как вы могли бы охарактеризовать текущую ситуацию с реформированием российских железных дорог?
     - Как известно, в мае 2001 года правительством Российской Федерации была принята Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Кроме того, данная проблематика неоднократно становилась темой парламентских слушаний.(...) Иными словами, проявлена политическая воля, и процесс реформирования уже начался. Но, к сожалению, он сегодня несколько опережает принятие соответствующих законов, и это, на мой взгляд, вредит делу.(...)
     Наша точка зрения такова: поскольку железные дороги имеют особое значение для Российской Федерации, надо сначала принять основополагающие правовые акты с учетом уже имеющихся законов, кодексов, поправок разного рода. Надо создать правовую базу, оттолкнувшись от которой можно проводить реформы. Я думаю, что эта гочка зрения во многом совпадает с позицией нынешнего министра путей сообщения Геннадия Фадеева.
     В поле зрения реформаторов важнейшее место занимают вопросы обеспечения безопасности движения на железных дорогах. За последние десять лет количество аварий сократилось с 42 до 5 в самом спокойном 2000 году. Но в 2001-м их было уже вдвое больше. Тревожная ситуация сложилась и в начале нынешнего года.(...)
     Главная причина аварий - катастрофический износ основных фондов. Например, на Западно-Сибирской железной дороге, обслуживающей крупнейшие угольные бассейны страны, износ локомотивов составляет 97 процентов. Чтобы исправить положение, на недавнем заседании коллегии МПС было принято решение о том, что инвестиционная программа будет в первую очередь нацелена на повышение безопасности движения поездов.
     В заключение хочу еще раз подчеркнуть: цель и необходимость реформирования железнодорожного хозяйства очевидны. Приоритетными направлениями политики МПС стали обновление отрасли, безопасность и решение социальных проблем. На исход преобразований влияет множество факторов, но те, что связаны с законотворческой деятельностью, естественно, остаются для нас, депутатов, главными.

Илья ОЗЕРЕЦКИЙ

Версия для печати
screenRenderTime=1