СМИ об РЖД

Дотянет ли " больной" до операции?

Сегодня сэкономим на обновлении пути - завтра его потеряем

Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Касьянов объявил текущий 2002-й годом путейца. Впрочем, и руководство магистрали, и специалисты соответствующей службы признают, что погоду в хозяйстве пути за один год не сделать: понадобится несколько лет "особого ухода за больным".
     Были времена, когда ВСЖД вкладывала в содержание и ремонт пути 30 - 35 процентов общих эксплуатационных затрат. И это давало свои результаты.
     Но затем, чтобы уменьшить эксплуатационные расходы, на дороге целое десятилетие - с 1986-го по 1996-й - при капитальном ремонте пути в полотно укладывалось до 50 процентов так называемых старогодных материалов. В тот момент мера была оправданной и эффективной, потому что капремонт проходил примерно через пять-шесть лет при грузонапряжённости от 80 до 100 миллионов тонно-километров брутто на километр в год. То есть путь выдерживал нагрузку и вовремя обновлялся. (...)
      Но с уменьшением грузопотока происходило как бы естественное снижение объёмов капремонта пути: к 2001году они упали с привычных 450 до... 170 километров. Тут и начали накапливаться негативные факторы: количество километров пути, требующих обновления, росло быстрее, чем производился ремонт. Люди и механизмы оказались не в силах компенсировать издержки такого отношения к путевому хозяйству.
     А потом начался рост грузоперевозок - в основном на восток. К концу 2001-го грузонапряжённость чётного пути Транссиба выросла с 30 миллионов тонно-километров брутто на километр до 76 миллионов. В итоге путейцы на Восточно-Сибирской оказались перед явью, которая раньше им не снилась:
     километров с просроченным сроком капремонта накопилось 1545!
     В силу того, что капремонт, напомним, проводили через 5 -6 лет, дорога длительное время не выполняла ремонт средний и подъёмочный. Не было нужды. Но когда грузонапряжённость упала и срок службы пути автоматически возрос до 10 - 12, а местами и до 15 лет, потребовались эти промежуточные виды ремонта в больших объёмах, что тоже не было сделано. Отсюда и следствие: к началу текущего года километров пути с просроченным средним ремонтом насчитывалось до трёх тысяч.(...) . Что же делать? Специалисты считают, что нужно срочно увеличить объёмы капитальных работ, а также уделить особое внимание среднему и подъёмочному ремонту, в результате чего продлеваются межремонтные сроки и путь приводится в норму.
     На дороге ситуация проанализирована, разработана 8-летняя программа вывода хозяйства пути из критического состояния. Те объёмы работ, которые планируются здесь на 2002-й и последующие годы, при их соответствующем финансировании и выполнении обещают "исцеление". То есть в 2010 году
     магистраль должна выйти на рубеж, когда километров пути с просроченным капитальным и средним ремонтом не останется.
     Дорогой принимаются оперативные решения, чтобы уже нынче стабилизировать состояние пути, не допустить его ухудшения. (...)
      Капремонт различных видов оздоровит путь на 238 километрах, а сегодняшняя технология обеспечивает нормальное состояние колеи на 10 и более лет.
      Стоит ли кого-то убеждать, что в такой ситуации требуется большое "вливание" средств? На Восточно-Сибирской дороге сумму предстоящих затрат определили в два с половиной миллиарда рублей, включая деньги на материалы и приобретение дополнительной техники. Однако сегодня реально рассчитывают как минимум на миллиард меньше. Кстати, и объём работ, который дорога могла бы выполнить, в МПС урезали почти наполовину: опять-таки из-за дефицита средств.
     Один из руководителей службы пути Восточно-Сибирской в своё время в сердцах бросил фразу: мол, можно капитальный ремонт пути вообще не делать года три и на этом сэкономить деньги. Но разве не ясно, что на четвёртый-пятый год потребуется аврал, и "съест" он средств гораздо больше, чем сэкономили. Похоже, так оно и будет. А если лекарств, то бишь денег, сегодня маловато, то остаётся лишь уповать на то, что "больной" не отдаст концы и дотянет до кардинального лечения.

Владимир КУЗЬМИЩЕВ

Версия для печати
screenRenderTime=1