СМИ об РЖД

РЭКет: Энергетики в регионах решили содрать с железных дорог три шкуры

Если вас грабят в тёмном переулке, вы кричите "караул!". А если грабят железные дороги? Региональные энергетические комиссии Челябинской и Оренбургской областей с 1 марта повысили тарифы на электроэнергию для Южно-Уральской магистрали:
     одна на 80, другая на 50 процентов. Их примеру тут же
     последовали РЭКи в Архангельской, Томской и Орловской областях. Только для Южно-Уральской железной дороги это вылилось как минимум в 30 миллионов рублей непредвиденных затрат. Впору тоже кричать "караул!".
     Возмущённые донельзя железнодорожники обратились через газету с открытым письмом к Правительству России. В нём был задан прямой вопрос: как же так? Вы разрешили РАО "ЕЭС России" повысить энерготарифы на 20 процентов и обещали, что до конца года больше повышений не будет. Как же расценить тогда вакханалию цен в регионах? Или на этот РЭКет управы нет?
     И ведь, действительно, нет! С первого января перестали действовать два правительственных постановления, которые давали право железным дорогам пользоваться ценами оптового рынка электроэнергии. В новом документе об основах тарифного регулирования такое право железнодорожникам тоже не дано. Указ о выходе на ФОРЭМ в своё время был заблокирован
      теми же РЭКами, которым просто не хотелось терять крупного платёжеспособного клиента, с которого можно три шкуры драть.
     Вот и теперь пригрозили: не заплатите - отключим рубильник на главном ходу магистрали! Железнодорожники уже прикидывали, куда переключать вагонопотоки. Но потом всё же решили заплатить, чтобы не обострять ситуацию. И подождать ответа от правительства.
     А ответа нет. Отрасль несёт убытки. И немалые. Эксплуатационные расходы сети железных дорог только за счёт роста энерготарифов возросли за два месяца на 139 миллионов рублей. Это усугубило и без того её тяжелейшее финансовое положение. Напомним: более 130 миллиардов кредиторских долгов на начало года. И обязательство в связи с реструктуризацией задолженностей по налогам отдавать в бюджеты всех уровней едва ли не каждый четвёртый рубль своих доходов. Если учесть ещё не внушающую особого оптимизма ситуацию с погрузкой, то понятно, что отрасли просто неоткуда взять лишние деньги, чтобы удовлетворить "аппетиты" энергетиков. (...)
     Председатель Федеральной энергетической комиссии Георгий Кутовой, выступая на заседании коллегии МПС 3 апреля, признал, что девять РЭКов установили тарифы для тяги поездов, превышающие запланированный уровень. И какие же меры принял ФЭК? По словам Кутового, удалось в Оренбургской
     области снизить тариф для железной дороги с 81 до 76 копеек.
     Что и говорить, большая победа... А в Челябинской области РЭК не уступил - так и берёт 81 копейку за 1 кВт-час.
     Железнодорожники сегодня пытаются через арбитражные суды опротестовывать решения региональных комиссий. (...)
     Ценовой беспредел грозит "облегчить" карман железнодорожной отрасли на 3 миллиарда рублей. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев уже поставил в известность вице-премьера Виктора Христенко о том, что железнодорожники вынуждены поставить вопрос о повышении цен на проезд в пригородных электропоездах и тарифов на грузовые перевозки. А до этого сократить размеры движения поездов в отдельных регионах, чтобы уложиться в плановые расходы.
     Разумеется, эта вынужденная мера больно ударит по всей российской экономике, по населению, чей жизненный уровень и без того низок. А что делать?
     Да, это означает новый виток инфляции. Но кто её раскручивает? Хотя наверняка "стрелочниками", как всегда, сделают железнодорожников, а главные РЭКетиры останутся в тени. Между тем, по данным МАПа, сегодня именно энергетики на первом месте по количеству нарушений антимонопольного законодательства.(...)

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Версия для печати
screenRenderTime=2