СМИ об РЖД

Рельсы из космоса

Вчера в Париже французский летчик-космонавт Жан Поль Кретьен вручил русскому инженеру Андрею Ушакову главный приз международной выставки JEC Composites Show-2002 в номинации "транспорт". Эта награда подтвердила приоритет России в направлении, определенном как создание и внедрение технологий XXI века.
     Наша страна совершила прорыв в области, где лидерами всегда считались высокоразвитые страны Западной Европы, а также США и Япония. Поверить в это столь же трудно, как в то, если бы какой-то российский автомобиль вдруг был признан лучшим автомобилем начала третьего тысячелетия. И все-таки невероятное стало очевидным. Заслуга в этом "русском чуде" принадлежит исключительно доктору технических наук профессору Ушакову.
     Родился Андрей Евгеньевич в селе Курманевка Оренбургской области. Смог поступить в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Распределен был в центр мирового значения - ЦАТИ и почти сразу стал заниматься новым направлением - исследованием композиционных материалов, предназначавшихся для авиакосмической промышленности. В 1992 году с блеском защитил докторскую диссертацию и осознал, что отечественной фундаментальной науке его талант не нужен.
     Ушакову повезло в том, что в рамках конверсионных программ он стал представлять интересы ЦАТИ в Западной Европе и США еще до того, как рухнул Советский Союз.
     Вот что вспоминает о том периоде сам Андрей Евгеньевич:
     - По специальному соглашению я был прикомандирован от ЦАТИ к крупнейшей американской корпорации "Рокуэлл интернэшнл", которая, в частности, участвовала в создании "невидимки" В-1, космического челнока "Шаттл". Американцы были со мной предельно откровенны, хотя я не скрывал, что в США никогда не останусь, обязательно вернусь в Россию. Американская индустрия впечатление, конечно, производила. Но ничего такого, что было бы нам не по силам, в США я не нашел. Наоборот, по многим направлениям мы были впереди. (...)
      В США есть крупнейший исследовательский центр "Райт-Пат терсон", работающий в интересах ВВС за бюджетные деньги. Однако вокруг этого центра имеется полсотни малых предприятий, которые внедряют уникальные разработки военно-воздушных сил в сугубо мирные технологии. Работая на предприятиях ВПК США, я получил навыки организации инновационной политики в интересах, пусть это и звучит нескромно, общегосударственных...
     Уж в чем, в чем, а в скромности профессору Ушакову отказать нельзя. Его кандидатская (!) диссертация принесла ЦАТИ 300 тысяч долларов. Он один обьграл таких гигантов мировой индустрии, как американские корпорации "Нортроп" и "Локхид". В США был объявлен конкурс на оптимальное моделирование возможных разрушений композиционных материалов в авиации.
     Россию представляло малое предприятие господина Ушакова, а США - помянутые монстры ВПК. Мы моделировали вероятность разрушения по 25 параметрам в парке из 2000 самолетов и ответ выдавали за 7 (!) минут. Гиганты ВПК США, довлеющие над миром, взяли за основу парк из 500 машин, смоделировав разрушение по 2-3 параметрам (против наших двадцати пяти). И уложились в 30 (!) минут. Даже самодовольные янки были вынуждены признать превосходство российского научно-технического интеллекта. (...)
     Именно "авиатор" Ушаков первым догадался использовать аэрокосмическую технологию в железнодорожном транспорте.
     Композиционные материалы изначально считались экзотическими, пригодными только для "высокого полета" в авиации или космосе, а вот Андрей Ушаков приземлил их и попал в точку. Россия первой стала использовать композиционные материалы в накладках на железнодорожные рельсовые стыки. Эффект оказался потрясающим. Классическая металлическая накладка, применяемая во всем мире, весит 80 килограмм, а российская композиционная - 12 килограмм. Как говорится, почувствуйте разницу! Сейчас российские накладки примеряют к своим рельсам в Бельгии, Франции и Индии.
     Есть еще одна тонкость железнодорожной технологии - шлифование рельсов. Законодателем моды здесь традиционно была Швейцария. До тех пор, пока за шлифовку не взялся Ушаков со своими авиационными композитами... Сегодня Россия выпускает специализированные поезда, превосходящие лучшие в мире (!) швейцарские по скорости и качеству обработки рельсов в полтора раза. (...)

Сергей ПТИЧКИН

Версия для печати
screenRenderTime=1