СМИ об РЖД

Убытки поделим по-братски

Финансовая колея

На днях начальник Западно-Сибирской магистрали Александр Целько подписал соглашение о взаимном сотрудничестве дороги и региона с губернатором Алтайского края Александром Суриковым.
     Практика заключения подобных соглашений зародилась именно на Западно-Сибирской и действует уже не первый год. Но нынешняя "серия" особо отличается своей эффективностью.
     - Взять такую проблему, как компенсация убытков от пригородных пассажирских перевозок, - рассказывает заместитель начальника экономической службы дороги, начальник отдела по работе с регионами Игорь Мицук. - Она предусматривалась и раньше, однако в конце каждого года итоги заметно отличались от намеченного. В прошлом году два региона из пяти - Кемеровская область и Алтайский край - не до конца выполнили свои обязательства. Ныне буквально все приняли предложенные нами объёмы, причём - самое главное! - эти расходы "узаконены" в местных бюджетах. Администрация Новосибирской области компенсирует 50 процентов убытков, остальные регионы - не менее 25.
     Рискну употребить такое модное выражение, как "ноу-хау". Только на Западно-Сибирской дороге с начала нынешнего года внедряется методика персонифицированного учёта пригородных пассажиров по категориям. То есть любой пассажир, даже льготник, обязательно получает билет на поездку в электричке. И на основе учётныx данных магистраль получает юридическое право требовать компенсацию, исходя из федеральных законов (о ветеранах и о социальной защите инвалидов), а также местного законодательства. В прошлом году эта методика отработана в Новосибирской области, а теперь её распространили на все регионы. Деньги дороге платятся по факту! Прежде местные власти могли принять решение о введении льгот, не согласовывая эт вопрос с дорогой. Получилось, что в конце года железнодорожники их упрашивали:
     дайте хоть что-нибудь в связи с той или иной льготой. Теперь всех соглашениях записан пункт: субъект Федерации вправе ввести новую категорию льготников, но по отдельному договору с дорогой и с доплатой.
     Вот конкретный пример. Руоводство Западно-Сибирской приняло решение построить вагоноколёсные мастерские на станции Иртышское в Омской области. Это даст рабочие места для местных жителей. А администрация области обязалась полностью профинансировать строительство нового вокзала на станции Марьяновка. В прошлом году ей это не удалось, но теперь дана гарантия выплатить всё полностью, А губернатор Алтайского края Александр Суриков обещал неслыханную прежде сумму компенсаций - 110 миллионов рублей, но попросил использовать часть её для приобретения нового электропоезда.
     За последние годы силами дороги в регионах построено более десятка новых современных вокзалов. И в нынешнем году строится новый вокзал на станции Рубцовск (Алтайский край), реконструируется Томск-1. Администрации согласились, чтобы в затратах на это их доля составила 75 процентов, а дороги - 25.
     Все администрации поддержали предложения железнодорожников об индексации тарифов на пригородные перевозки с учётом цен на билеты конкурирующих видов транспорта - автомобильного, речного. Такие решения во многом явились следствием принятого с нынешнего года МПС курса на чёткую уплату дорогами налогов в местные бюджеты
     Наконец, следует сказать о том, что впервые прописан механизм компенсации Западно-Сибирской магистрали убытков от содержания малодеятельных линий, которые невозможно закрыть по стратегическим или социальным соображениям (...)

Валерий ЛЕНДОВ

Версия для печати
screenRenderTime=0