СМИ об РЖД

Парижский триумф

В Париже - русский день. На Всемирной выставке композитных материалов JEC Composites Show-2002 высшей награды за лучшую разработку были удостоены накладки для рельсовых стыков, созданные научно-производственным предприятием "АпАТэК". По словам доктора технических наук Андрея Ушакова, с которым мы встретились накануне отлёта в столицу Франции, это событие увенчало собой труд не только его предприятия, но и десятков организаций МПС, чей вклад в создание уникальных накладок трудно переоценить.
     - Собственно, в нынешнем успехе мы не сомневались, - сказал Андрей Евгеньевич, - ведь лучшим доказательством надёжности наших композитных материалов стали десятилетние испытания накладок на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке. Там через них "прокатился" один миллиард тонн груза брутто! А всего на железных дорогах России, ближнего и дальнего зарубежья "трудится" не одна сотня тысяч накладок.
     Радостные события имеют свойство ходить друг за дружкой. Буквально за несколько дней до парижского триумфа в городе Дубне, где расположено производство композитных накладок для электрической изоляции рельсовых стыков звеньевых и бесстыковых путей, предприятию торжественно вручили международный сертификат ISO 9001. Это свидетельство внедрения сквозной системы управления качеством.И говорит оно о том, что любое изделие, выпущенное в цехах предприятия, соответствует всем нормативам, принятым на железных дорогах мира!
     А начиналось всё десять лет назад, когда руководство отрасли поставило перед учёными задачу создать надёжные методы изоляции рельсовых стыков, без которой невозможна безаварийная работа электрической централизации и автоблокировки. В начале 90-х годов на железнодорожном транспорте России начали чётко вырисовываться проблемы, связанные с обеспечением безопасности движения, в том числе из-за отказов в работе рельсовых цепей. Ключевым элементом электрической рельсовой цепи является именно изолирующий стык, обеспечивающий изоляцию одного блок-участка от другого. Главк пути объявил тогда конкурс на лучшую разработку, на который откликнулись многие коллективы и отраслевых вузов, и научно-исследовательских институтов, и некоторых предприятий "оборонки".
     Вторая задача, которую нужно было решить, - постепенный переход к малолюдным и безлюдным технологиям, призванным повысить производительность труда на железнодорожном транспорте (...)
     Поэтому, изучив передовой опыт зарубежных стран в решении этой проблемы, специалисты НПП "АпАТэК" предложили Департаменту пути и сооружений МПС конструкцию изолирующего стыка с несущими элементами из композиционных материалов, основанную на отечественных разработках авиационной промышленности. По словам заместителя руководителя департамента Владимира Каменского, уже первые испытания новых материалов показали их вы сокую надёжность. Но на транспорте должны внедряться только те изделия, которые прошли всесторонние исследования. И к таким работам подключились специалисты Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, проектно-технологического конструкторского бюро Департамента пути и сооружений МПС. Были созданы уникальные испытательные стенды, несколько комплектов накладок применили в пути на Экспериментальном кольце ВНИИЖТа. "Для нас, - вспоминает то время директор ВНИИЖТа Александр Лисицын, - работа с НПП "АпАТэК" стала одним из первых опытов сотрудничества с научно-производственным потенциалом российской "оборонки". Это сегодня мы смело обращаемся в различные академические институты, на ранее закрытые предприятия, но тогда многое было в диковинку. Скажем, система обеспечения качества технологий производства, принятая в авиационной и космической промышленности. Наш институт использует её в разработке электровоза принципиально новой схемы. И подобных примеров взаимного обучения можно приве-сти много"(...)

Александр ПРАСОЛ

Версия для печати
screenRenderTime=1