СМИ об РЖД

25.04.2002Газета "Сигнал"

2210 метров под землей

От точки Б...
     На территории бывшей свалки завода "Серп и Молот" - чистая бетонная площадка. Окаймляют ее элегантные сборные домики, не финского, а нашего, отечественного производства. В них - различные службы управления строительством. Отдельно стоят душевой комбинат, где размещены и медицинские кабинеты, оснащенные по последнему слову техники, столовая. Через сепараторную установку из забоя по трубопроводу поступает разработанный грунт. Твердые фракции здесь отделяются от бентонитового раствора, который возвращается обратно. Это - замкнутый цикл производства. Без проходчиков, откатчиков, шахтных стволов, отвалов грунта и ручьев откачиваемой воды. Вообще без ручного труда.
     Дополняют картину проходящие изредка рабочие в красивой, удобной спецодежде. Все они - специалисты высочайшего класса из таких организаций, как "Тоннель 2001", "Мосметрострой", "Трансмонолит", "Тоннельный отряд № б". За плечами этих людей десятки километров построенных по всей России тоннелей. Простых "работяг" нет: стройка очень престижная. И в плане заработной платы, и в отношении организации работы. Все иногородние обеспечены жильем, все производственные процессы полностью автоматизированы. Благодаря этому травматизм сведен к нулю...
     Трудятся здесь также представители западных фирм - немецкой "Херренкнехт" и французской "ВИН-СИ". Поэтому неудивительно, что над бывшей свалкой звучит иностранная речь. И правильная русская, без мата. Культура строительства... Она проявляется во всем: в четко расставленных по сортам бочонках с маслом на складе, в аккуратно зачехленных целлофаном штабелях бетонных тюбингов...
     Таков общий вид точки Б. Той точки, с которой началось строительство Лефортовского тоннеля и где под землю был спущен уникальный проходческий комплекс фирмы "Херренкнехт" с диаметром щита 14,2 метра - самым большим в Европе. По окончании строительства на этом месте будет сооружена развязка с шоссе Энтузиастов.
     
     ...к точке А
     С нашим проводником, председателем профкома 000 "Тоннель 2001" Василием Симоновым, спускаемся под землю. Диаметр тоннеля, свет и чистота впечатляют. Трудно поверить, что за этими бетонными кольцами с резиновыми прокладками - насыщенный водой песок, плывуны. Словом, сложнейшие гидрогеологические условия.
     Идем вперед, туда, где почти безостановочно "сверлит" грунт гигантский ротор. Цель движения машины - точка А. Это Спартаковская площадь, где также будет обустроена современная авторазвязка. На сегодняшний день пройдено 320 метров, установлено 160 колец. Впереди - 1885 метров, из них I860 должны быть преодолены в этом году.
     А вот и супермашина, взбираемся на нее. Проходческий комплекс находится в наклонном положении, продолжая почти беспрерывно (бригады обслуживания работают посменно) "зарываться" в толщу породы, чтобы на сорокаметровой глубине "проскочить" архитектурный заповедник Лефортово, Яузу и жилые дома. Кстати, их обитатели, по словам строителей, могут не опасаться просадок и трещин. Все продумано. По такой технологии во Франции "копают" тоннель под Версалем...
     Щит напоминает новейшую подводную лодку, доотказа набитую электроникой... Переборки, длинный коридор, упирающийся в барокамеру. Там забойная камера в кессоне, в которую со всеми предосторожностями, как в морскую пучину, спускается специальная бригада рабочих, например, чтобы заменить режущий инструмент. Давление в камере достигает трех атмосфер, оно создано специально, чтобы удержать породу до установки кольца, которая производится хвостовой частью щита.
     Сердце комплекса - командный пункт, по аналогии с подлодкой - центральный пост управления. Благодаря компьютерам "капитан" - в этот день им был Игорь Жеребцов - видит все, что делается под землей и на земле
     - Как впечатление от работы с такой техникой? - задаю вопрос проходчикам. обслуживающим щит.
     - Отлично, - улыбаются ребята. - Каждому бы коллективу, прокладывающему тоннель, такой агрегат!..
     Пройдет год и по этому маршруту побегут автомобили по трем полосам в одном направлении. Вопрос о строительстве второго тоннеля пока решается. Возможно, для организации встречного движения будут делать эстакаду, хотя она может исказить архитектурный облик города...
     Тем не менее, новые технологии, освоенные нашими проходчиками, не пропадут даром. Уже есть планы использовать этот щит для "рытья" тоннеля в Серебряном Бору, чтобы соединить проспект Жукова с рижской автострадой.
     
     Вместо послесловия
     Прощаемся с нашим "гидом", председателем профкома организации "Тоннель 2001":
     - Василий Алексеевич, а какие функции выполняет здесь ваша профсоюзная организация, за что она борется?
     Симонов усмехнулся:
     - Борется - это вы по привычке - Мы здесь наблюдаем...
     Да, это настоящая цивилизация. Грустно только, что уникальная "подлодка", где созданы достойные условия труда, где рабочие получают приличную заработную плату, пока одиноко "плавает" в российском море.

Роман МАРТЫНОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1