СМИ об РЖД

Обвал

На сети дорог катастрофически стареет подвижной состав

Вчера состоялось расширенное заседание коллегии МПС, рассмотревшей план действий штаба отрасли и железных дорог по оздоровлению эксплуатационного парка подвижного состава, повышению эффективности его использования и укреплению базы по его ремонту и техническому обслуживанию.
     Вел заседание министр путей сообщения Геннадий Фадеев, а с докладом по основному вопросу выступил первый заместитель министра Вадим Морозов. В работе приняли участие начальники железных дорог, председатели дорожных комитетов профсоюза и председатель Роспрофжела Анатолий Васильев, заместители начальников магистралей по локомотивному и вагонному хозяйствам, перевозкам, руководители отраслевых ремонтных заводов и некоторых машиностроительных предприятий России, ученые. Присутствовал также губернатор Брянской области Юрий Лодкин.
     Заседание началось нетрадиционно, торжественно. С теплыми словами благодарности проводили на заслуженный отдых старейшего (не столько по возрасту, сколько по опыту работы) начальника Омского отделения Западно-Сибирской магистрали Равиля Бикбавова. Сорок один год Равиль Ахметович отдал транспорту, из них четверть века возглавлял крупнейшее отделение сети! Начальник Московской магистрали Владимир Старостенко, который проработал с Бикбавовым пятнадцать лет, три года был его первым замом, сказал, что такими людьми отрасль должна гордиться. Его поддержал и Геннадий Фадеев, заметив, что Равилю Ахметовичу удалось создать на отделении крепкий и здоровый коллектив.
     Сложение полномочий НОДа вовсе не значит, что ветеран расстается с транспортом: ему будет предложена другая должность, и он продолжит трудиться, передавать богатый опыт молодым руководителям отделения. А что касается работы, то ее прибавится: недавно Бикбавов избран в Законодательное собрание Омской области.
     Ветеран вспомнил, как год назад он встречался с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, когда тот проезжал на поезде по Западно-Сибирской дороге. Доложил главе государства о состоянии дел на отделении: производительность труда в два раза выше среднесетевой (есть прирост даже по отношению к пиковому году перевозок - 1988-му), себестоимость перевозок - в полтора раза ниже. Уже десять лет на полигоне отделения нет по вине его работников аварий и крушений (тьфу-тьфу!). А министр заметил, что если бы все пятьдесят НОДов сети так относились к работе, как Бикбавов, то и повода созывать нынешнюю коллегию не возникло бы.
     Второй торжественный момент - вручение знака "Почётному железнодорожнику" губернатору Брянской области Юрию Лодкину. Сыну машиниста, как с улыбкой заметил Фадеев. Но причина, конечно же, не в этом. В прошлом году областная администрация на 70 процентов компенсировала железнодорожникам убытки от пригородных перевозок, приняла на баланс практически весь жилой фонд отделения. И это сделала область, опаленная чернобыльским взрывом! Юрий Лодкин - частый гость на транспортных предприятиях региона - знает проблемы отрасли не понаслышке. Он - наш союзник, отметил министр.
     Губернатор в свою очередь сказал, что никогда не воспринимал транспорт только как "средство передвижения". Для России с ее огромными территориями железная дорога - это сама жизнь, И не помогать ей нельзя. Именно "стыкуя" региональные и корпоративные интересы, заметил Лодкин, можно достичь успеха. По духу он сам, мол, тоже железнодорожник, просто его карьера пошла "другим путем"...
     А в обсуждении основного вопроса повестки дня - оздоровления эксплуатационного парка подвижного состава - было уже не до шуток и пышных фраз. Уж слишком удручающее положение дел у нас с вагонным и локомотивным парками. Они стареют катастрофическими темпами. Министр сообщил: еще год мы протянем на старом запасе, но это не должно успокаивать. Ибо если не выработать правильных решений и не заняться обновлением подвижного состава незамедлительно, то в 2004 году может начаться обвальный выход техники из строя, и этот обвал "всех нас и похоронит". (...)
     - Помните, как мы гордились, когда выпустили электровоз ВЛ85? - спросил Геннадий Матвеевич. - Кричали, били себя в грудь: махина, 8 тысяч тонн тащит! Двадцать пять лет уже прошло, эти машины износились, а все батрачат. Мы должны локомотивы холить и лелеять, а мы гробим...
     Всего десять тысяч машин у нас в локомотивном парке. Полторы тысячи - в резерве МПС: половине капитальный ремонт нужен, другую половину - только в лом. Для обновления этого парка нужно покупать ежегодно как минимум 500 новых (причем четвертого поколения, а мы сейчас на втором ездим) электровозов, 600 - тепловозов. Но, по словам министра, даже если мы засыплем деньгами машиностроительные заводы, они такой объем не осилят - переориентировались за период спада перевозок.(...)
     За последнее десятилетие недофинансирование локомотивного парка составило 53 миллиарда рублей, вагонного - 42 миллиарда. (...).
     Не так давно министр встречался с Владимиром Путиным, Президент попросил его представить ему служебную записку о состоянии дел с обновлением подвижного состава. В МПС уже подсчитали, что на эти цели потребуется 56 миллиардов долларов - по семь миллиардов в год. Половину этих средств отрасль постарается выкроить сама. Но потребуется и поддержка государства. Фадеев заметил, что железнодорожный транспорт сейчас в срок и в полном объеме осуществляет налоговые вливания в казну и поэтому вправе рассчитывать на помощь. Президент ее обещал. Но самим нельзя сидеть сложа руки, необходимо разрабатывать перспективные модели локомотивов и вагонов. Государство не станет финансировать производство морально устаревшей, малоэффективной техники. А пока она встанет на рельсы нужно поддерживать в рабочем состоянии "старых коней".

Ирина ФУРСОВА

Версия для печати
screenRenderTime=1