СМИ об РЖД

24.04.2002ВЕРСТЫ

Самый пригородный

Вековой юбилей "Савелия", как ласково называют железнодорожники свой родной Савеловский вокзал, в четверг был отпразднован по месту пребывания именинника.
     Рвавшиеся к пригородным кассам на второй этаж указанного здания пассажиры, не допущенные туда по причине чествования юбиляра, свободно могли обилетиться на первом этаже. Ради такого случая кассирши на один день переехали вниз. На втором же этаже, в гулком зале с высоким потолком, люстрами а-ля XIX век и гирляндами разноцветных воздушных шаров на стенах, проходило торжественное вручение наград железнодорожникам, до сих пор верой и правдой служившим богу стальных путей.
     Ровно 100 лет назад, здесь, от железобетонного перрона отправился в путь первый "савельевский" вагон. Что перевозил он в своем чреве - руду ли, продукты или элегантных кавалеров с дамами, у которых ленты на шляпках развевались, как флаги, - история скрыла под толщей пыли ушедшего века. И потом еще долгое время только два раза в день в Белорусском направлении отправлялись в дальнее плавание поезда от Савеловского причала.
     Наступившие индустриализация, коллективизация и прочие акции надолго впрягли несчастного в лямку народного извоза. Партийцы и беспартийные давали стране угля, а "Савелий" переваливал его с одного пуги на другой. Околдовывал "Савелий" и туристов. По "Золотому кольцу" они группами отправлялись пить 8 привокзальных буфетах "Жигулевское" по 22 копейки за пол-литра без тары, и, как позже было сказано последним генсеком нашей великой страны, окультуривались, глядючи на развалины провинциальных кремлей.
     В 1980 году по программе, благодаря которой Москва специально для олимпийских интуристов преобразилась из затхлого мегаполиса в красивый русский город, "Савелий", как и все его московские братья, был отдан на реставрацию архитектурным косметологам. Но, проработав с новой штукатуркой еще 7 лет, сегодняшний юбиляр оказался на грани. Надорвали "Савельево" здоровье бесчисленные краткосрочные пятилетки и стахановские движения.
     Решено было менять всё. Оставили только остов - несущие стены и фундамент. Да и функциональность обновленного вокзала должна была отвечать будущим свершениям и достижениям советского пролетариата: расчет велся на крупные партии пассажиропотока. Убрали всё деревянное, поставили гранит: чтобы уж не на 100 лет, а поболе, да и отстроили нового "Савелия". Даже сверху башню поставили, чтобы соответствовала духу времени, родившего нашего юбиляра.
     А потом люди резко перестали ездить. Только на дачи и только по выходным. Туда с едой и обратно с едой. А наш "Савелий" стоял-стоял, смотрел-смотрел, как пустуют вагоны, едущие туда - вдаль, где живут люди, которые ни разу и Москвы-то не видели. Взял да и закрыл все пути, ведущие за горизонт. Не сам, конечно, тут уж Управление Московской железной дороги вмешалось: сказали сложное слово "нецелесообразно" да и направили все поезда на соседний Белорусский вокзал. А "Савелию" только и оcталось, что дачников по пятницам в область отправлять, а по воскресеньям встречать.
     Так и стоит он теперь - самый неприметный вокзал столицы. Самый пригородный из всех вокзалов страны. Маленький, уютный, с гулким залом, в котором в четверг проходило награждение железнодорожников, до сих пор верой и правдой служащих богу стальных путей.

Дмитрий КОМИССАРОВ

Версия для печати
screenRenderTime=0