СМИ об РЖД

Гонка за лидером

"Алтайвагон" наращивает выпуск продукции

Что же предпринять в такой ситуации? Возвращать к жизни вагоны из запаса МПС нелегко, в большинстве своём они разукомплектованы. Капитальный ремонт, объёмы которого в последнее время растут, поможет решить проблему лишь на ближайшее время, ибо бесконечно латать одряхлевший подвижной состав невозможно. Как образно заметил однажды министр: "На отработанном паре свистеть можно, а ехать нельзя". Видимо, нужно покупать новые вагоны. А где взять деньги? Но без новых вагонов и денег не заработаешь.
     Генеральный директор Алтайского вагоностроительного завода Петр Яровой начал разговор, казалось бы, с лирического отступления:
     - По делам как-то был я в Германии. Шофер, который нас везде возил, пригласил в гости. У него свой особняк, но довольно скромный. Я спрашиваю: "Ганс, ты, наверное, самый небогатый в округе?" А он отвечает: "Я, Питер, наоборот, самый богатый. Потому что я никому ничего не должен..." Так вот: наш завод сейчас никому не должен.
     (...) Крупнейший производитель крытых вагонов в своё время был в огромном почёте у МПС, и, чтобы поменять строительное производство на ремонтное, Яровому, вероятно, нужны были суперуважительные причины. А они оказались из области человеческого чудачества:
     - Лидером быть неинтересно. Интересно гнаться за лидером...
     А вагоностроительный в то время медленно шёл ко дну. В 1996 году МПС сделало последний заказ на партию крытых. Штучные заказы от дорог СНГ, предприятий-собственников подвижного состава, освоение капитального ремонта вагонов, затем капремонта с продлением сроков службы разве что не давали умереть окончательно. Тем не менее тогдашний генеральный "Алтайвагона" Виталий Ряполов умудрялся не терять оптимизма:
     - Придёт, придёт ещё наше время! Вспомнят вагоностроителей! На голом ремонте долго не продержаться, понадобятся и новые вагоны!
     Практике развитого капитализма, наверное, никогда не станет понятной теория российского оптимизма, основанная на интуиции тех или иных руководителей промышленных предприятий. Ну кто бы мог предположить, что "Алтайвагон" обретёт второе дыхание именно тогда, когда над ним реально повиснет угроза банкротства и будет введено внешнее управление?
     Потеряв примерно полови ну штата работников и накопив порядка 100 миллионов рублей долгов по всем видам налогов, завод тем не менее сохранил производственную базу и научный потенциал. Был освоен выпуск нефтеналивных цистерн, мощных глуходонных полувагонов, универсальных платформ, весоповерочных вагонов. Специально для ВАЗа был сделан вагон-автомобилевоз, для Череповецкого металлургического комбината - спецвагон для перевозки металла, всего порядка 23 моделей грузовых вагонов различного назначения. В общем, сохранили профиль вагоностроительного предприятия, снизив объёмы производства (не по своей вине, разумеется), но зато значительно расширив ассортимент.
     Год 60-летия завода, 2001-й, стал переломным и самым рисковым. В апреле арбитражный суд назначил процедуру внешнего управления, но уже вскоре оно было снято, поскольку кредиторы вновь выразили предприятию доверие, заключив мировое соглашение с отсрочкой погашения долгов на несколько лет. А уже по итогам 9 месяцев прошлого года завод вошёл в тройку лучших предприятий Алтайского края, увеличив выпуск продукции в четыре раза по сравнению с предыдущим. Все текущие платежи вносятся в срок - 7-процентная рентабельность позволяет делать это.
     В чём же секрет возрождения предприятия? С этим вопросом заглядываю в кабинет генерального директора... и вижу Ярового!
     - Снова гонка за лидером, Пётр Степанович? Но как же всё-таки удалось заводу выбраться из кризиса?
     - Спасибо службе маркетинга и сбыта... Службу эту ещё год назад на заводе называли "нахлебником". Сейчас зовут "кормильцем". Её штат увеличен в 1,5 раза. Именно её сотрудники и коллеги из московского представительства "выловили" для завода основных нынешних заказчиков - пивоваренную компанию "Балтика", финскую лесопромышленную фирму "ЕКЕ АВАГ", ОАО "Сыктывкарский ЛПК" и др. "Алтайвагон" освоил производство универсальной платформы, которую в России ещё никто не выпускал. Возить на ней можно тяжёлую технику и другие штучные грузы. (...) Появились и другие заказчики - "Уралкалий", операторские компании, создающие собственные вагонные парки. В последние полгода на завод принято несколько сот человек, и потребность в кадрах остаётся. Зарплата выросла почти вдвое и выплачивается вовремя. Всего же в прошлом году выпущено продукции на 960 миллионов рублей: построено 1200 новых и отремонтировано с продлением срока службы четыре тысячи вагонов, что в несколько раз превышает позапрошлогодний объём товарной продукции. (...)

Ирина ФУРСОВА

Версия для печати
screenRenderTime=1