СМИ об РЖД

Для социальной защиты ветеранов

- С января 2002 года в России началась пенсионная реформа. Пожилые люди отныне будут получать пенсии по новым законам. А тем, кто полон сил и здоровья, государство дает возможность копить на старость самим.
     Пенсионная реформа в Российской Федерации предполагает в частности:
     - переход к накопительным принципам формирования государственной пенсии;
     - введение с 2003 года для работодателей дополнительного страхового взноса в Пенсионный фонд России, предназначенного для финансирования досрочных пенсий, связанных с особыми условиями труда (профессиональное пенсионное обеспечение).
     Для дороги это предусматривает введение дополнительного финансирования досрочных пенсий членам локомотивных бригад и работникам, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения. По предварительным расчетам, отчисления отрасли в Пенсионный фонд России на эти цели могут составить более 10 процентов от фонда оплаты труда работников, занятых в особых условиях (дополнительно к социальному налогу). В то же время при создании отраслевой профессиональной пенсионной системы эти средства будут направляться в отраслевой негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" № 166 от 15 декабря 2001 года установлены государственные и трудовые пенсии. Первые получают бывшие госслужащие, военнослужащие, участники ВОВ, инвалиды с детства, а также те, кто пострадал от радиационных и других техногенных катастроф. А на трудовую пенсию могут рассчитывать пожилые россияне, инвалиды и иждивенцы из семей умерших граждан, которые проработали хотя бы несколько лет. Причем эта пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Первая - это минимальное пособие по старости, которое государство гарантирует каждому россиянину, даже если он никогда не работал. А страховая и накопительная пенсии формируются за счет ежемесячных взносов организаций.
     В соответствии с постановлением коллегии МПС от 24-25 декабря 1999 года, Отраслевым тарифным соглашением и Коллективным договором дороги на 2001-2003 годы ГУП "Октябрьская железная дорога" заключило договор № 001/4-2000 от 3 апреля 2001 года с НПФ "Благосостояние" об отраслевом негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) работников Октябрьской магистрали. Согласно данному договору, стороны приняли на себя соответствующие обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда на условиях настоящего договора и в соответствии с Пенсионной схемой, то есть "С солидарной ответственностью. Пенсионные выплаты производятся пожизненно". Таким образом, НПО работников дороги осуществляется в целях повышения уровня их пенсионного обеспечения и повышения заинтересованности в результатах труда независимо от государственного пенсионного обеспечения, в соответствии с законодательством РФ, Положением о НПО и на основании договора.
     Финансирование отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения осуществляется на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов дороги, других юридических лиц, личных вкладов работников, а также дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.
     На данный момент единственным вкладчиком средств на пенсионное обеспечение работников дороги является она сама. При этом для пожизненной выплаты отраслевой пенсии, как это регламентируется законодательством, предусматривается полное резервирование необходимых средств.
     В соответствии с Положениями о НПО работников федерального железнодорожного транспорта и Октябрьской дороги на ней образована специальная комиссия. Она осуществляет: подготовку методических рекомендаций для структурных подразделений по применению Положения по отраслевому НПО; содействие кадровым службам этих подразделений в организации работы по рассмотрению и оформлению документов для осуществления отраслевого НПО; принятие решения о назначении работнику отраслевой негосударственной пенсии и утверждение ее размера.
     Размер отраслевой негосударственной пенсии рассчитывается исходя из размера среднемесячной заработной платы <участнику> за последние три года работы и устанавливается в зависимости от его общего трудового стажа в организациях федерального железнодорожного транспорта. Максимальный размер пенсии не может превышать уровень среднемесячной заработной платы по основной деятельности дороги за предыдущий календарный год. Минимальный размер пенсии не может быть установлен менее 25 процентов от минимального размера оплаты труда на дороге. "Участникам", награжденным знаками "Почетному железнодорожнику" или "Почетный работник Октябрьской железной дороги", размер отраслевой негосударственной пенсии увеличивается на сумму, установленную Указанием МПС России от 2 июня 2000 года № 143. В этом случае выплата материальной помощи через благотворительный фонд "Почет" не производится.
     С апреля 2001 года на дороге право на отраслевую негосударственную пенсию получили более тысячи человек. В настоящее время в базу занесены данные на 600 "участников", из них пенсии получают 180 человек, средний ее размер составил более 1195 рублей в месяц (949 рублей - по отрасли). Наибольшее количество пенсионных дел такого рода оформлено в подразделениях Санкт-Петербург-Витебского, Санкт-Петербургского и Петрозаводского отделений, в "Транссервисе".
     Наиболее сложные вопросы, с которыми к нам обращаются, это: с какого момента начинаются выплаты; насколько это стабильно; почему именно с 3 апреля 2001 года появилось право на отраслевую негосударственную пенсию и как быть людям, которые уходили на заслуженный отдых до этого?
     Попробуем разобраться. По приблизительным расчетам, средний размер негосударственной отраслевой пенсии по дороге в 2001 году составил 1100 рублей, соответственно за год пенсионеру должно быть выплачено 13200 рублей. Существует такой термин, как <возраст дожития>. Для расчетов принимается, что человек в среднем живет на пенсии 17-20 лет. Итого получаем: 13200 рублей на 20 лет - это 264 тысячи рублей. То есть дорога должна перевести эту сумму на счет "участника", если он ушел на пенсию после 3 апреля 2001 года, так как в этом случае платежи за работника в НПФ относятся на себестоимость продукции, работ, услуг. В противном случае, если работник ушел на пенсию до 3 апреля прошлого года, платежи за него дорога должна отчислять из прибыли. Соответственно получается, что с учетом затрат, связанных с отчислениями налога на прибыль, дополнительные затраты составляют 83 тысячи рублей, то есть увеличиваются в 1,3 раза.
     Будет ли осуществляться индексация отраслевой негосударственной пенсии? Эти и другие подобные вопросы рассматриваются и решаются комиссией по НПО совместно с Октябрьским филиалом НПФ "Благосостояние".
     Следует отметить, что уже в прошлом году наша дорога - первой на сети - приступила к решению вопроса оказания адресной материальной помощи большей части своих пенсионеров-ветеранов. Была разработана и утверждена "Благотворительная программа социальной поддержки пенсионеров-ветеранов Октябрьской железной дороги", которая нашла понимание и содействие у начальника дороги Г.Комарова.
     Основной целью данной программы является социальная поддержка и защита неработающих пенсионеров-ветеранов, уволенных в связи с уходом на пенсию с предприятий и организаций Октябрьской железной дороги, состоящих на учете в ее ветеранских организациях, проработавших на железнодорожном транспорте не менее 10 лет и не имеющих права на назначение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения.
     В рамках Благотворительной программы будет оказываться адресная материальная помощь в объеме 61,5 миллиона рублей в год ветеранам Октябрьской магистрали, проработавшим на железнодорожном транспорте не менее 10 лет и не имеющим права на назначение отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения, в период действия Отраслевого тарифного соглашения по федеральному железнодорожному транспорту на 2001-2003 годы и Коллективного договора между работниками и дорогой на 2001-2003 годы.
     Сейчас завершается анкетирование пенсионеров-ветеранов дороги и создание подсистемы персонифицированного учета для централизованного осуществления им адресной материальной помощи (безналичным переводом на личные банковские счета ветеранов или через почту), а именно:
     - всем ветеранам со стажем работы в отрасли не менее 10 лет ко Дню железнодорожника от 400 до 800 рублей каждому в зависимости от стажа;
     - одиноким пенсионерам, имеющим инвалидность первой или второй группы, ежеквартально по 200 рублей;
     - почетным работникам Октябрьской железной дороги по 200 рублей ежемесячно;
     - ветеранам Великой Отечественной войны по 600 рублей ко Дню Победы;
     - пенсионерам учреждений образования, здравоохранения и строительных организаций по 400 рублей ко Дню их профессионального праздника;
     - участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС ежеквартально по 400 рублей;
     - всем пенсионерам ко Дню пожилого человека по 200 рублей;
     - юбилярам к соответствующей дате по 400 рублей.
     Выплаты по этой Благотворительной программе должны начаться уже в текущем квартале.
     Важным дополнительным эффектом реализации этой программы будет являться наработанная методология создания подсистемы персонифицированного учета пенсионеров-ветеранов всего железнодорожного транспорта, что даст возможность оказывать им централизованно адресную материальную помощь в соответствии с решением расширенной коллегии МПС России от 25-26 декабря 2001 года.
     В настоящее время разработана новая редакция Положения об отраслевом НПО работников федерального железнодорожного транспорта. Необходимость разработки обусловлена многими факторами, прежде всего, как было сказано выше:
     - проводимой в стране пенсионной реформой;
     - реформой федерального железнодорожного транспорта;
     - изменением структуры и оптимизацией расходов на негосударственное пенсионное обеспечение работников федерального железнодорожного транспорта.
     Основные отличия новой редакции Положения НПО от действующего заключаются в следующем:
     1) изменен порядок финансирования отраслевого НПО с привлечением средств самих работников;
     2) установлен порядок определения минимального и максимального размера отраслевой негосударственной пенсии, в том числе с учетом "северных" коэффициентов;
     3) введены пенсионные схемы (по выбору самих работников) с применением паритетного (долевого) принципа финансирования, отвечающие основным принципам пенсионной реформы в РФ;
     4) уточнен порядок назначения, формирования и исчисления размера отраслевой негосударственной пенсии.
     Отраслевая пенсионная система должна быть ориентирована на всех работников дороги, а не только на железнодорожников предпенсионного и пенсионного возраста. Проект нового Положения рассматривался на коллегии МПС РФ 6 февраля 2002 года и после редактирования был одобрен Роспрофжелом.
     Подводя итог, можно констатировать следующее. Для развития дорожной пенсионной системы, обеспечивающей ее участие в решении задач социальной защиты работников и ветеранов отрасли, а также в повышении эффективности использования отраслевых финансовых ресурсов, за счет применения имеющихся налоговых преференций в деятельности негосударственных пенсионных фондов, необходимо:
     1. Внести изменения в дорожное Положение о НПО работников предприятий и организаций дороги в соответствии с новой редакцией Положения об отраслевом НПО.
     2. Разработать и провести на Октябрьской железной дороге все необходимые мероприятия для включения в 2002 году в процесс личного накопления своих будущих пенсий не менее пяти процентов от списочного состава работников (в соответствии с принципами, предусмотренными новой редакцией Положения об отраслевом НПО).
     3. Предусмотреть на 2002 год объем финансирования:
     - на отраслевое негосударственное пенсионное обеспечение 6 процентов ФОТ с отнесением пенсионных взносов на себестоимость;
     - на материальную помощь пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше и не имеющим права на назначение отраслевого НПО, в объеме 51 миллиона рублей с отнесением указанных взносов на прибыль.
     Поэтому и в Коллективном договоре, нам кажется, необходимо отразить развитие этого пункта, а именно внести изменения в Положение об отраслевом НПО работников ОЖД в соответствии с новыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и перед дорогой в частности, с учетом пенсионной реформы в России.
Тематика: ОЖД
Версия для печати
screenRenderTime=1