СМИ об РЖД

Колеса пока стучат

Несмотря на груз долгов

Заседание расширенной коллегии Министерства путей сообщения РФ было приурочено к по-своему знаменательной дате: год назад правительством страны была принята программа структурной реформы железнодорожного транспорта России. Сейчас, на этом промежуточном этапе, железнодорожники и их смежники подводили итоги первых шагов. Это особенно важно еще и потому, что гладким путь преобразования монополии, где работает два процента трудоспособного населения страны, назвать нельзя. Реформа проходит в трудные для железнодорожников дни, когда объем перевозок неустойчив, а уровень доходов недостаточен. Как тяжелые гири финансовое положение железных дорог отягощают долги и кредиторская задолженность на общую сумму свыше 96 миллиардов рублей, которые надо выплатить в этом году.
     И все же реформирование отрасли не стоит на месте, что было отмечено в докладе министра путей сообщения Геннадия Фадеева "О ходе реализации первоочередных мероприятий программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и задачах по завершению первого этапа реформирования". Сейчас важно осмыслить эти первые шаги, оценить и с учетом этой оценки скорректировать дальнейшие действия. И наметить те перспективные направления, то основное звено на нынешнем этапе реформирования, ухватившись за которое, образно говоря, можно вытащить всю цель.
     А "цепь", которая нуждается в вытаскивании, тоже тяжела. Министр привел в докладе в качестве печального примера недавний сход с рельсов состава на Северо-Западной железной дороге, парализовавший движение на этом участке пути. (...) Резкое снижение объемов капвложений в инфраструктуру МПС и подвижной состав ударило не только по отрасли, но и по многочисленным предприятиям-партнерам, раньше обеспечивавшим железные дороги всем необходимым. В последние годы железнодорожники почти не закупали запасные части для ремонта подвижного состава, а использовали снятые с резервных вагонов детали, колеса, автосцепки, воздухораспределители и т.д., но сейчас и этому запасу пришел конец.
     Министр путей сообщения Геннадий Фадеев предложил для обсуждения на коллегии конкретный план выхода из тупика, прежде всего финансового. МПС ведет сейчас борьбу за каждую копейку, стараясь решить с регионами проблему дотирования убыточного пригородного сообщения, тарифной политики, повышения производительности труда и уменьшения численности работающих на собственных предприятиях. Логика реформ такова, что деньги на реформирование железнодорожники должны заработать в основном сами. Поэтому настрой только на собственные силы, на упорядочение отношений с грузоотправителями и смежниками. Но тем не менее ясно, что без помощи государства в таком масштабном и общегосударственном деле не обойтись. Тем более что государство должно быть прямо заинтересовано в укреплении положения дел на стальных магистралях. Ведь если заработает лучше и будет финансово стабильна железная дорога, на ее заказах сразу поднимутся и металлургия, и машиностроение.
     "Железнодорожный транспорт сегодня может стать потенциальным катализатором развития отечественной промышленности!", - убежденно сказал на коллегии министерства Геннадий Фадеев. Об этом направлении реформы МПС, думается, не надо забывать.

Игорь МИРОНОВ

Тематика: Реформа
Версия для печати
screenRenderTime=1