СМИ об РЖД

МПС на пути к реформе

На расширенном заседании Коллегии, состоявшемся 3 апреля, железнодорожника попытались подвести промежуточные итоги подготовительного этапа реформы, поставив при этом перед собой ряд стратегических задач по реформированию. Причем, эти задачи были согласованы со всеми заинтересованными в процессе сторонами, в том числе с перевозчиками и экспедиторами. Тогда отмечалось, что одним из приоритетов должно стать доверие работников отрасли ко всем изменениям, связанным с реформированием.
     Чтобы поподробнее узнать о результатах коллегии, ключевых законопроектах и тех задачах, которые были приняты на среднесрочную перспективу, корреспондент ИА "Росбалт" обратился к заместителю министра путей сообщения РФ, генерал-лейтенанту железнодорожных войск РФ Анне Беловой.
     - Анна Григорьевна, каковы же все-таки промежуточные итоги подготовительного этапа реформы?
     - В рамках прошедшей Коллегии МПС, как раз и посвященной реформированию отрасли, глава железных дорог России Геннадий Фадеев в своем докладе четко обозначил основные цели реформирования и, прежде всего, подготовительного его этапа и ключевые мероприятия, направленные на их достижение. Прежде всего, это выработка четкого понимания неразрывности целей реформы и задач по нормализации текущей ситуации в производственной и финансовой сферах у всех руководителей железных дорог страны, командного состава, профсоюзных работников отрасли.
     Несмотря на то, что реформа - некий общий процесс, у нас сегодня есть ряд конкретных задач, и необходимо понять, как они согласовываются, и как они преломляются в повседневной работе. Речь идет о том, что начальники дорог должны активно включиться в решение текущих оперативных вопросов, имеющих непосредственное отношение к реформированию. В отрасли сделано многое, но сегодня Министр ставит акцент на необходимость взглянуть по-новому на процесс, и отметить для всех, что реформирование - это не только центральный штаб в МПС, но и конкретные преобразования на дорогах.
     Вторым немаловажным аспектом стала выработка понимания со стороны общества желания и возможности руководства железных дорог сделать процесс реформирования понятным и прозрачным. Кроме того, необходимо создал нормальные условия для развития экономики государства, поддержки отечественного производства и расширения возможности свободного доступа граждан к услугам железных дорог. Это важно, прежде всего, потому, что в МПС прекрасно осознают, что в отрасли происходят значительные изменения, а в обществе считают, что где-то реформа есть, но никто не знает, чем она закончится и как она проходит.
     Очень важно, что в рамках коллегии состоялся открытый, подробный и заинтересованный разговор, где министр четко отметил, что реформа и ее программа написаны качественно, и задачей МПС является последовательная ее реализация, вместе с государством и пользователями услуг железнодорожного транспорта.
     Что же касается первой части подготовительного этапа реформы, то за это время мы провели множество мероприятий, как отраслевого, так и общегосударственного значения.
     Прежде всего, речь идет о продолжающейся по сегодняшний день инвентаризации имущества железных дорог России, результаты которой будут к июлю 2002 года доложены на заседании правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта под председательством вице-премьера В.Б. Христенко. Это огромная работа, первые результаты которой уже есть. Например, вся столичная магистраль уже "загружена" на сервер и можно посмотреть все ее имущество вплоть до радиостанций, находящихся на определенных дистанциях пути. К сведению, около 200 тонн бумаги весит итоговая отчетность по инвентаризации.
     Кроме того, в декабре прошлого года было подписано постановление Правительства по реструктуризации федеральных задолженностей отрасли, и в настоящий момент с 67 регионами России из 89, а также более чем с 600 муниципалитетов подписаны соглашения по реструктурированию задолженностей. В течение текущего года мы зарабатываем репутацию нормального и надежного налогоплательщика, так как осуществляем выплаты всех текущих платежей в бюджеты всех уровней. (За I квартал было выплачено более 21 млрд. рублей).
     - Как по-вашему, отразились на реализации структурной реформы кадровые перестановки в МПС в начале года?
     - Вообще, любые кадровые изменения вначале тормозят стратегический процесс, вне зависимости качественного его наполнения. Существенным является появление нового задающего вектора, определенной позиции по тому или иному вопросу. На мой взгляд, если судить по текущей ситуации в отрасли, проведение реформы стало эффективнее и проще, потому что реформа сегодня - это не некая концепция, которая может быть пересмотрена или редактирована, и реализация которой зависит от некоторого узкого количества людей, это - мощный тренд, идущий сверху. Это позволяет нам говорить четко: выплатили долг - вот реформа. Мы остановили реализацию целого ряда решений, и нашей целью теперь стала экономия и повышение эффективности функционирования отрасли. Необходимо помнить, что отрасль сегодня совершенно другая и все работники должны это осознать, прежде всего, нашу открытость.
     - Значит ли это, что дух недоверия к реформе МПС витает не только в обществе, но и внутри отрасли?
     - Для простого труженика железной дороги главными аспектами деятельности являются заработная плата и хорошие условия труда. Только тогда человек будет заинтересован в реформе. А если человек видит, что его рабочий график не сокращается, а зарплата не растет, то в таком случае и начинаются недовольства. Сейчас мы отмечаем, что одной из важных проблем в отрасли становится принятие стратегических решений, и это понимается как руководством МПС, так и начальниками дорог. Здесь надо выработать целую систему мер, которые бы смогли удовлетворить большинство заинтересованных лиц.
     Для достижения всех поставленных целей необходимо разрушить старые стереотипы по-прежнему бытующих в отрасли. Необходимо работать по-новому, и многие пока с этим не согласны. Для того, чтобы нам уменьшать расходы, как это предлагает государство, снижая тарифы на перевозки, нужно повышать эффективность деятельности. Это и новые технологии, новый подвижной состав, новые пути и уменьшение персонала. Когда все это будет осуществлено, то те, кто останется работать в отрасли, будут делать это на абсолютно новых условиях, и другого выхода нет, потому что нельзя существовать такой огромной и некоммерциализированной отрасли в нынешних условиях жизни.
     Основным ключом жизни для создаваемого ОАО "Российские железные дороги" станет развитая инфраструктура и дальнейшее развитие сферы услуг. Проблема в том, что по-прежнему в реализации реформы нам мешают старые стереотипы, сложившиеся в обществе, прежде всего, что "у МПС много денег" и что "это министерство является гипермонополистом". Все объекты социальной сферы, находящиеся в ведении МПС, перестали финансироваться государством. И складывается совершенно непонятная ситуация с тем, кому придется объекты финансировать. Недавно даже вице-премьер Валентина Матвиенко обратилась с просьбой к министру, что нельзя "бросать" эти больницы, школы, поликлиники, порой являющиеся единственными для того или иного района или поселка.
     Из-за отсутствия средств большие блоки затрат - прежде всего, социальных - зачастую остаются без финансирования. Если же отрасли это будет не нужно, то мы будем готовы передать эти объекты в ведение муниципалитетов, и для этого нам надо создать правовую основу такой передачи и сделать это достаточно быстро. Нельзя подобную ситуацию затягивать, ведь, хотя и нет источников средств, но есть люди, школы, их десятки сотни тысяч. И по программе реформирования определен объективно необходимый состав социальной сферы, который в любом случае будет сохранен в отрасли.
     26 апреля законопроекты по структурной реформе железнодорожного транспорта будут в окончательном варианте рассмотрены на Правительстве, после чего пакет законопроектов будет отправлен в Госдуму. Чему посвящено. основная масса внесенных в проекты документов поправок?
     - В целом, поправок в законопроекты насчитывается несколько тысяч, их можно условно поделить на несколько групп. С представителем Президента РФ в Госдуме Александром Котенковым был обсужден вопрос, касающийся и "матрешечной" формы законов, и соответствия названия, и сути. В результате было принято "соломоново решение" о названии документа - не "закон о железнодорожном транспорте общего пользования", а "закон о железнодорожном транспорте". В преамбуле закона будет указано, что документ регулирует транспорт общего пользования и порядок взаимоотношений с промышленным железнодорожным транспортом, а регулирование в промышленном железнодорожном транспорте и на подъездных путях устанавливаются иными правовыми актами. Надеюсь, что такая "правовая конструкция" будет утверждена на комиссии под руководством главы аппарата правительства Игоря Шувалова.
     Сейчас законопроекты проходят инспекцию в Главном правовом управлении РФ, экономическом отделе аппарата президента РФ, Минюсте. При этом, вопреки распространенному мнению, что законопроекты по реформе будут отвечать потребностям исключительно МПС, следует заметить, что ряд поправок был принят против интересов министерства. Они вообще не направлены на защиту частных интересов МПС, потому как согласно главному правилу реформирования - железная дорога является только перевозчиком, что четко прописано в законопроектах.
     - Вы сказали об открытости отрасли. Насколько мне известно, в работе Коллегии 3 апреля приняли участие все заинтересованные стороны, в том числе и перевозчики. Как вы считаете, помогло ли это в достижении консенсуса между МПС и компаниями?
     - В работе коллегии действительно приняли участие представители крупнейших компании-партнеров МПС, а также представители заинтересованных министерств и ведомств РФ, законодательного Собрания и естественных монополий. По моему мнению, обсуждение реформы было конструктивным, участники поставили вопросы о приоритетах и их важности, предложена и формализована достаточно четкая программа, поэтому и решение коллегии было конкретным.
     - Недавно в ряде СМИ прошла информация о том, что ряд Региональных энергетических Комиссии с 1 января значительно повысили тарифы на электроэнергию для железнодорожного транспорта. Как МПС расценивает такую ситуацию, и будут ли предприниматься какие-либо меры?
     - Действительно, такие случаи имеют место. 1 января 2002 года закончилось действие постановления Правительства "Об основах регулирования тарифов на электроэнергию для железнодорожного транспорта". Данное постановление было создано с учетом того, что с начала года все РЭКи будут подведены под единую систему регулирования РАО "ЕЭС России". Но поскольку принятие подобного решения было задержано, то региональные комиссии воспользовались правовым вакуумом, подняли тарифы. Причем, в ряде регионов тарифы были повышены на 80%.
     Поэтому сейчас срочно вырабатываются меры по системному регулирование тарифов. В целом же решение ФЭКа о взаимодействии с МПС при установлении тарифной ставки на электроэнергию для железных дорог, которое озвучил глава Федеральной энергетической Комиссии Геннадий Кутовой в рамках прошедшей Коллегии, в Министерстве рассматривается положительно.
     - И все-таки многие пророчат, что итог структурной реформы МПС будет похож на результаты реформирования других естественных монополий. Допускаете ли вы такой вариант и как возможно его предотвратить?
     - Говорить о том, что реформа будет на сто процентов удачной, нельзя, потому что всегда найдется человек, который заявит, что от реформы ему стало только хуже. Те же самое можно сказать и о законопроектах по реформе, у которых существует масса оппонентов, заявляющих о том, что пакет необходимо отозвать. И тут мы не сможем достигнуть компромисса, потому что большинство из них просто не идет на контакт с МПС. Поэтому и общий консолидированный эффект от результатов реформы, скорее всего, будет формироваться не только на основании ограниченного числа объективных показателей, но и на основании подобного облака мнений, где еще долго будут высказываться негативные оценки. Если же говорить о происходящих в отрасли процессах, то все, что делается сегодня, при любом развитии событий абсолютно необходимо и неизбежно.

Роман РОМИШЕВСКИЙ

Тематика: Реформа
Версия для печати
screenRenderTime=1