СМИ об РЖД

Настроение

Ведущий Михаил САФРОНОВ
     ВЕДУЩИЙ: Железнодорожный транспорт - самый доступный, надежный я привычный вид передвижения пассажиров. Недаром его называют народным, ведь российскими железными дорогами ежегодно перевозится почти 1,5 млрд. человек. 60 процентов пассажиров путешествуют в поездах дальнего следования. Только с вокзалов Москвы ежесуточно отправляется 100 тысяч человек. Электричками пользуется каждый второй россиянин, и это при том, что комфортабельностью в большинстве своем российские поезда не блещут. Что, в принципе, объяснимо: половина подвижного состава изношена, на модернизацию денег не хватает. Наверное, поэтому в последнее время регулярно повышаются цены на билеты. Но желающих путешествовать на поезде все равно меньше не становится, ведь это по-прежнему дешевле, чем на самолете.
     ВЕДУЩИЙ: Накануне лета железная дорога в центре внимания. А повышенный интерес к чему-либо закономерно порождает слухи, домыслы и прогнозы. Свои тревоги вы доверяете нашему телефону обратной связи, а мы, соответственно, принимаем меры. Для того, чтобы расставить все точки над взаимоотношениями между перевозимыми и перевозящими, мы пригласили руководителя Департамента пассажирских перевозок Министерства путей сообщения Валерия Шатаева.
     Приближается лето, и мы начнем пока с ближайших перспектив и, соответственно, с ближайших перевозок, то есть электрички. Насколько увеличился подвижной состав сейчас, накануне лета, накануне дачного сезона, и каковы нововведения в этой сфере обслуживания?
     Валерий Шатаев: В пригороде очень важно оценивать не сезонами, а днями, а порой даже часами, потому что 8 часов и 14 часов дня - это совершенно разные объемы перевозок. Мы готовимся точечно по дням. Наиболее значимые перевозки будут все-таки у нас 26-27 апреля, 5 мая на Пасху. К этому времени будут подготовлены сотни дополнительных вагонов, десятки составов, то есть все желающие выехать на места захоронения своих близких, что, естественно, связано с религиозными праздниками, будут обеспечены электропоездами.
     ВЕДУЩИЙ: Откуда этот резерв и почему им нельзя пользоваться и в другие дни?
     Валерий Шатаев: Резерв существует в любой оперативной системе. Он существует и у нас. Он просто не востребован в другие дни.
     ВЕДУЩИЙ: А отражается количество поездов на цене билетов?
     Валерий Шатаев: Нет. Цена стабильна.
     ВЕДУЩИЙ: Очень много нареканий вызывает состояние подвижного состава. Это и плохое кондиционирование воздуха в летний период, и битые стекла в тамбурах.
     Валерий Шатаев: Когда-то Гайдар говорил, что основной проблемой скоро станут деньги. Так оно и есть. У нас 75 миллионов россиян, не считая маленьких детишек, - это льготники, которые ездят бесплатно. И пассажир, который платит, естественно, не сможет создать себе более комфортные условия. Но подвижной состав отличается друг от друга. Если вы попробуете проехать в наших областных электропоездах, то вы посмотрите и телевизор, воспользуетесь баром, прекрасные кресла, хороший комфорт, климатоустановки. Все зависит от цены, которую мы можем использовать для приобретения и вагонов, ну и в конечном итоге для комфорта проезда.
     ВЕДУЩИЙ: Увеличение цен на перевозки связано с тем, что отрасль убыточна, или это какие-то естественные инфляционные повышения?
     Валерий Шатаев: Я бы не говорил об отрасли. Пассажирские перевозки весьма убыточны. Например, в пригородном сообщении каждый платит лишь 20 процентов от того, что мы расходуем, а в дальнем это 60 процентов. То есть денег не хватает. К сожалению, нас не поддерживают законодатели, которые предусмотрели лишь 1 процент из потребных нами средств. Отрасль - это как единый механизм и позволяет создать возможность перекрестного субсидирования, когда за счет грузовых тарифов покрываются расходы наших пассажиров.
     ВЕДУЩИЙ: Не отразится ли это на категориях граждан, которые обладают льготами?
     Валерии Шатаев: Нет, все льготы сохраняются. Они и развиваются. Ими начинают умело пользоваться. Но мы считаем, что льготы должны быть адресными, потому что не каждый льготник будет пользоваться электричкой, не каждый льготник может иметь возможность воспользоваться телефоном. Право есть, возможности нет. Поэтому льготы должны быть адресными. Средства, которые предусмотрены в законах, надо отдавать не нам, допустим, транспортным ведомствам, а человеку - пусть он сам найдет возможность их применять.
     ВЕДУЩИЙ: Есть категория льготников, которые просто в силу физических недугов каких-то не могут воспользоваться электричками. Я имею в виду людей с ограниченными физическими возможностями. Что делается для того, чтобы инвалиды могли пользоваться наравне со всеми пригородным транспортом?
     Валерий Шатаев: Не только пригородным. Сегодня законодательно уже запрещено строить платформы, вокзалы и любые объекты транспортной среды, которые не предусматривали бы какие-то условия для перемещения людей, ограниченных в своих возможностях. Это и специальные подъемники, лифты, эскалаторы, на которые можно въехать на тележке, это даже тротуар, бордюр - и то препятствие для них. Да люди часто просто не могут выйти из дома и спуститься по лестничной клетке. Поэтому наши железнодорожные объекты уже строятся, учитывая все это. Например, вы можете посмотреть наши вагоны - они с лифтами, с подъемниками, вход расширенный, это вагоны для инвалидов, в том числе и на электричках.
     ВЕДУЩИЙ: Переходим к поездам дальнего следования. Цены на некоторых направлениях приближаются к авиационным, чего, естественно, нельзя сказать о скоростях и сроках путешествия. Как здесь конкурировать с авиацией?
     Валерий Шатаев: Вы можете доехать из Москвы до Санкт-Петербурга за 250 рублей, вы можете проехать за 1 300, а пролететь минимум за 2 тысячи, вот давайте сравним эти величины. А по скорости - из центра города в центр города уже сопоставимо увеличение, и поездом, в принципе, можно доехать уже быстрее.
     ВЕДУЩИЙ: А если брать международные перевозки?
     Валерий Шатаев: Мы не пытаемся в этом случае конкурировать с авиацией. Сама поездка на поезде - это уже романтика, это уже желание общения. То есть нельзя поезд связывать только с каким-то временным характером. Поезд - это поезд, он всегда останется в душе каждого из нас.
     ВЕДУЩИЙ: А многие заранее покупают билеты - или бронируют их, или в предварительной продаже? Меняются ли как-то в связи с сезоном сроки бронирования и предварительной продажи билетов?
     Валерий Шатаев: Да, периодически, когда вводится новый график (в этом году он будет со 2 июня), сроки и глубина продажи ограничиваются до 30 суток, и такое будет действовать до 7 мая. 7 мая уже глубина 45, как была, так и будет. А предварительное бронирование для групп, для организованных путешественников... Вот сейчас мы, например, формируем поездки в Финляндию на новогодние перевозки. Поэтому мы будем расширять свои возможности, и в дальнейшем пассажир уже за год сможет спланировать для себя поездку и взять билет.
     ВЕДУЩИЙ: Точность графиков движения поездов соблюдается?
     Валерий Шатаев: На 99 процентов, хотя это мало.
     ВЕДУЩИЙ: Да, нужно, наверное, все 100. Огромное спасибо.

Михаил САФРОНОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1