СМИ об РЖД

Жить без долгов

Все железные дороги, каждое предприятие в срок и в полном объеме выполнили налоговые обязательства перед государством, выплатив 21 миллиард рублей.

- Я уже три с половиной месяца руковожу отраслью, -такими словами министр открыл встречу, - и считаю, что вправе и обнажить перед журналистами проблемы, с которыми приходится сталкиваться, и рассказать о несомненных успехах наших железных дорог. Когда я вступал в должность, чётко поставил цель: вытащить отрасль из долгов. Это моя главнейшая задача.
     Если рассматривать итоги первого квартала, становится ясно, что министр не покривил душой и цели этой достиг. Все железные дороги, каждое предприятие в срок и в полном объеме выполнили налоговые обязательства перед государством, выплатив 21 миллиард рублей. Всего же в нынешнем году МПС перечислит в казну около 100 миллиардов рублей с учетом выплат реструктурированной налоговой задолженности. А сделать это ох как непросто! В налоговом отношении Фадееву досталось весьма тяжелое наследство. Только в прошлом году по фактам неуплаты налогов предприятиями железнодорожного транспорта прокуратура возбудила 293 уголовных дела.
     Источник дохода у отрасли, как известно, один - перевозки. Чем выше их объемы, тем больше шансов у государства на полные налоговые поступления. План первого квартала по грузообороту выполнен, есть и прибавка в сравнении с прошлым годом - два с небольшим процента. Но на то есть объективные причины.Если в перевозках леса (особенно на экспорт в Китай), минеральных удобрений, кокса, нефтеналивных грузов значительная прибавка,то по красноярскому, кузбасскому и харанор-скому углю для внутреннего рынка "недобор" составил 9 миллионов тонн! Причина не в плохой работе железнодорожного транспорта: щадящая зима снизила "аппетиты" ТЭЦ. Однако по первому требованию заказчика уголь пойдет по адресам.
     - А вот пассажиров мы теряем, - заметил Геннадий Фадеев, - к уровню прошлого года снижение объема составило 6,3 процента. И людей можно понять: в прошлом году цены подняли почти на 70 процентов, да в начале нынешнего еще на 30! Я уже говорил журналистам во время визита в Ярославль на элект-ровозоремонтный завод и сейчас повторю: до конца года существующие цены на билеты в дальнем сообщении мы не станем поднимать. И пассажира постараемся вернуть, ведь в сравнении с авиаперевозками .наши цены все-таки доступнее.
     Буквально через месяц начнется сезон массовых отпусков, а вскоре - и каникулы у школьников. Мы добавим двести пар поездов в сутки, 12 тысяч вагонов приведем в порядок, привлечем студентов к работе проводниками. Кстати, нынешним летом, как и в прошлые годы, МПС сформирует 350 специальных детских поездов, и организованные группы ребятишек из северных регионов и Кузбасса поедут отдыхать к морю бесплатно.
     А вот что касается перевозок пригородных, заметил министр, то еще не до конца удалось переломить психологию некоторых глав администраций краев, областей и республик относительно дотаций этой убыточной деятельности. Им необходимо понять, что они - заказчики перевозок, а железная дорога - всего лишь исполнитель их пожеланий, поэтому введение новых маршрутов, какие-то местные льготы ей необходимо дотировать.
     Коллега из журнала "Геополитика" задал вопрос: "Почему в поездах и электричках не предусмотрен бесплатный проезд служебных собак"? На что министр ответил: каждый должен ехать с билетом. А если тому или иному положена льгота, стоимость проезда должны возмещать те инстанции, которые эту льготу "лоббируют". Убытки от пассажирских перевозок в прошлом году составили более 10 миллиардов рублей, и мы не можем оплачивать многочисленные льготы из собственного кармана...
     Что же касается реформирования отрасли, то, заметил министр, на этой неделе четыре законопроекта выносятся на обсуждение Правительства. При их доработке учитывались мнения всех дорог, предприятий транспорта, пользователей услуг. Законы переработаны почти на 80 процентов, в Федеральный закон о железнодорожном транспорте добавлено пять новых статей, Транспортный устав практически переписан заново. Министр уверен, что Правительство и Государственная Дума примут эти проекты.
     В ОАО "РЖД", неоднократно повторял Фадеев, нельзя входить с долгами и изношенными основными фондами. На вопрос корреспондентов "Гудка", из каких источников отрасль намерена их обновлять, министр ответил:
     - Я доложил о состоянии основных фондов Президенту. Объяснил, что если мы будем заказывать хотя бы по 500 новых локомотивов в год, то спасем не только себя, но и другие отрасли промышленности. Смотрите: потребуется металл, возрастут объемы перевозок,создадутся рабочие места, активнее станут работать ученые... В ближайшие год-два мы протянем и на старой технике, но что нам скажут потомки, которым мы можем оставить руины? Президент попросил составить ему служебную записку с нашими планами обновления основных фондов. А источники - это тарифы и кредиты. Относительно второго торопиться не будем, вначале надо продумать, как и за счет чего их отдавать.
     Мы задали еще один вопрос - о судьбе отраслевых вузов и медицинских учреждений. Министр ответил однозначно: учебные заведения сохраним! Таким научным потенциалом разбрасываться нельзя. А из медицинских учреждений в структуре отрасли останутся те, что "работают" на перевозки, на безопасность движения.
     Геннадий Фадеев повторил мысль, высказанную им на расширенном заседании коллегии МПС, посвященном реформированию: ни один шаг преобразований не будет осуществлен без детальной проработки, без учета перспектив. Транспорт не должен стать порогом, о который экономика страны будет спотыкаться. Наоборот: именно транспорт должен вытянуть ее к процветанию.

Александр ПРАСОЛ, Ирина ФУРСОВА

Версия для печати
screenRenderTime=1