СМИ об РЖД

23.04.2002РОССИЯ

По рельсам оздоровления

С износом локомотивного парка и сети дорог МПС намерено бороться с помощью технического прогресса

Последняя неделя была знаковой для железнодорожной отрасли страны. Впервые, может быть, за последние годы отрасль подошла к тому рубежу, за которым должно последовать обновление основных фондов, особенно изношенного парка локомотивов и вагонов. Первым событием, указывающим на то, что такая обстановка назрела, стало прошедшее в Москве расширенное заседание президиума научно-технического совета Министерства путей сообщения, давшее глубокий анализ положения дел в отрасли.
     Ключом к пониманию всей неотложности назревших проблем могут послужить слова министра путей сообщения Геннадия Фадеева, открывшего заседание. Он сообщил, что уже через два года может произойти обвальный вывод локомотивного парка, стабильность которого нарушена со второй половины 2001 года из-за большой степени изношенности. Уже сейчас стране для поддержания нормального функционирования железных дорог необходимо приобретение 400 локомотивов в год. В то же время в 2001 году МПС приобрело всего 17 локомотивов.
     Выступивший затем с основным докладом заместитель министра Владимир Пустовой озвучил не менее тревожные тенденции. По прогнозам специалистов, если дальше не принять конкретных мер, к концу 2010 года железнодорожное хозяйство страны останется без тепловозов, поскольку 94 процента их парка так же, как и 56,5 процента парка электровозов полностью выработают назначенный срок службы. Картину с подвижным составом дополняют слова заместителя министра о том, что парк грузовых вагонов тоже подходит к критическому состоянию. Все это происходит на фоне все растущих неизбежных расходов, когда не обновляешь хозяйство, а латаешь старые дыры. Так, поддержание эксплуатационной надежности стареющего парка локомотивов за последние пять лет потребовало увеличения расходов на ремонт на 60 процентов.
     С износом подвижного состава и всего своего хозяйства МПС намерено в дальнейшем бороться с помощью технического прогресса. Наряду с ремонтом теряющей ресурс старой техники необходимо вводить в эксплуатацию качественно новый подвижной состав, который способен вывезти на новые рельсы отрасль и сбросить груз проблем. Новое поколение локомотивов, о котором в МПС говорят как о реально достижимой цели при соответствующем финансировании, снизит расход электроэнергии на тягу поездов на 18-20 процентов, расход топлива - до 10 процентов, ремонтные и технические затраты - почти на 30-40 процентов. Отраслевая наука и МПС обладают необходимым кадровым ресурсом, но для осуществления программы оздоровления локомотивного парка, как подчеркнул в докладе Владимир Пустовой, необходимо около 15 млрд. рублей инвестиций.
     Знаменательно, что тревога за судьбу стальных магистралей прозвучала и в словах президента России В. В. Путина, который 15 апреля встречался с министром путей сообщения Геннадием Фадеевым. Президент страны особое внимание обратил на недопустимо низкий уровень оздоровления основных фондов железных дорог, и прежде всего активной части этих фондов - локомотивов и вагонов. Он рекомендовал МПС совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать специальные программы для ускорения оздоровления основных фондов, учитывая их большой износ.
     Анализ, сделанный на расширенном заседании президиума научно-технического совета МПС показал, что генеральное направление для оздоровления железнодорожного транспорта, по сути, выработано. Есть четкое понимание как ближних, так и дальних перспектив, для осуществления которых предстоит большая работа. В качестве стратегической задачи до 2006 года, как подчеркнул на заседании первый заместитель министра Вадим Морозов, необходимо считать поэтапную реализацию разработанной комплексной программы реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения.
     Здесь ставка на новую экономичную технику, объединение ресурсов и выполнение программ - это те реальные рычаги, которыми железнодорожники обладают на нынешнем этапе реформы.

Евгений ХРАМОВ

Тематика: Реформа
Версия для печати
screenRenderTime=1