СМИ об РЖД

Северный вариант

Порты Белого и Баренцева морей в ожидании грузов

(...) На прошедшей в Архангельске учредительной Северной конференции выступали представители Минтранса, МПС, Северной железной дороги, морских портов, грузоотправителей, стивидорных и экспедиторских компаний (в том числе из Германии, Норвегии, Нидерландов и других европейских стран). Участников форума в основном беспокоил вопрос переориентации грузопотоков на северные порты. Ведь перегруженные Санкт-Петербургский и черноморские, как известно, уже не справляются с постоянно растущим объёмом поступающих к ним по железной дороге грузов. Мощности же терминалов Архангельска, Мурманска, Кандалакши загружены менее чем наполовину. А ведь они - единственные в европейской части России, имеющие прямой выход в океан.
     Новые грузы на север фактически уже потянулись - начало положено. Так, нижнетагильские металлурги с минувшего декабря стали экспортировать сталь через Архангельский порт, благо до него не дальше, чем до Санкт-Петербурга. И процесс этот идёт по нарастающей. Сюда же объединение "Татнефть" со станции Биклянь Куйбышевской железной дороги направляет теперь дизельное топливо - до 100 тысяч тонн в месяц. А не в Клайпеду, как раньше: лишние километры с лихвой "покрываются" за счёт относительно дешёвого железнодорожного тарифа. После августовского выравнивания экспортных и внутренних тарифов объёмы выгрузки нефти здесь выросли со 100 тысяч тонн в год до 130 тысяч тонн в месяц (!), на Архангельском отделении объёмы перевозок увеличились на 20 процентов в месяц.
     За железнодорожниками, отмечалось на конференции, дело не станет: Северная магистраль в отличие от дорог южных регионов имеет значительный резерв, и её возможности пока не используются полностью. А что же грузоотправители? Они готовы работать с портами северного бассейна, но в один голос требуют снижения тарифов на перевозки по архангельскому направлению. Иначе-де слишком дорогой окажется их продукция - на международном рынке не поконкурируешь.
     К примеру, объединение "Воркутауголь" заключило контракт с немецкой фирмой на поставку 1 миллиона тонн энергетического угля по цене 23,5 доллара за тонну. Транспортировка при этом "съедает" 9 долларов. Заместитель гендиректора "Воркутауголь" Владимир Черкасских заявил на конференции о готовности торговать с немцами через Архангельск, если моряки "скинут" за перевозку по три доллара с тонны, а железнодорожники - по два. При этом воркутинцы, оценившие свой уголь намного дороже угля кузнецкого, не хотят вести речь о снижении его себестоимости. Увы, иждивенческий настрой грузоотправителей, стремление уменьшить часть своих расходов за счёт перевозчиков - явление по-прежнему довольно характерное. Выступивший на форуме заместитель министра путей сообщения Сергей Гришин призвал грузоотправителей добиваться экономии, сокращая свои производственные издержки. Долгое время шедшие навстречу клиентам (в ущерб собственным интересам) железнодорожники сегодня уже не в состоянии налево - направо "раздавать" льготы, скидки и спецставки. Тем более теперь, когда эти вопросы уже решаются правительственной комиссией под руководством вице-премьера Виктора Христенко. (...)

Николай ПОРЕЦКИЙ

Версия для печати
screenRenderTime=1