СМИ об РЖД

Летайте поездами МЖД!

В конце мая на железных дорогах страны начинаются летние пассажирские перевозки. Надо дополнительно подготовить большое количество вагонов, нанять проводников, отремонтировать вокзалы и станции... Забот много, но самый больной вопрос для железнодорожников: где на все это взять денег, если пассажирские перевозки убыточны? Сейчас эти убытки компенсируются за счет высоких тарифов на доставку грузов. Но так вечно продолжаться не может. Тем более что в системе МПС начались структурные изменения, каждый вид перевозок выделяется в самостоятельный и в перспективе должен сам себя содержать.
     Одна из таких новых структур - Дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении Московской железной дороги. Она существует второй год. Ее убытки, по словам заместителя начальника дирекции Сергея Чистякова, в прошлом году составили 2,5 млрд. рублей. Расходы окупаются лишь на 64 процента. Нет доходов - нет и хорошей зарплаты (а значит, и не хватает высококвалифицированных кадров), мало новых вагонов, современного оборудования и т.д.
     В свое время появился шуточный клич "Летайте поездами МПС!". Он явно устарел. Пора призывать "летать поездами" конкретного перевозчика: Московской дороги, Октябрьской, Юго-Восточной...
     Сергей Чистяков рассказал, сколько дорогостоящих объектов построено и строится для их дирекции. Возле Киевского вокзала введено в эксплуатацию самое современное ремонтно-экипировочное депо, каких нет во всей России, а может, и в Европе. Там готовят поезда в рейсы по современным технологиям, под крышей.
      Все это стоит немалых денег. И все это во благо пассажиров московских поездов, где, например, предлагают самое чистое и идеально отглаженное постельное белье, упакованное в индивидуальные пакеты.
      И Московская дорога вправе установить стоимость билетов повыше? Нет, установлена уравниловка. Приходится действовать другими способами. Один из них, пусть и не новый, - создание фирменных поездов, где билеты дороже в полтора раза. Хотя и в этих поездах, исходя из реальных социальных потребностей населения, есть и плацкартные вагоны, и обычные, без наценок, купейные. У МЖД таких фирменных поездов сейчас 13. Второй способ начал применяться недавно - появились отдельные вагоны с повышенной комфортностью: экономического и бизнес-класса. В стоимость билета входят такие дополнительные услуги, как горячее питание, напитки, даже алкогольные, пресса, сопровождение милиции и т.д. Правда, таких вагонов пока немного - лишь 30.
     И еще о конкуренции. В России пассажирские перевозки носят ярко выраженный сезонный характеру.
     Неравномерность - бич для многих перевозчиков. Но есть линии с более устойчивым пассажиропотоком, например Москва-Петербург, который монополизирован Октябрьской дорогой. А почему Московская или другая дорога не может посылать в северную столицу свои поезда? Раньше это было нельзя. В новых условиях, кажется, стало возможно. Во всяком случае в нынешний летний сезон Москва собирается начать отправку собственного поезда до Петербурга с Курского вокзала. Время отправления и точный маршрут сейчас согласовываются в МПС.
     Да, несмотря лишь на первые, весьма робкие шаги реформы МПС, рыночные условия все больше диктуют железнодорожникам необходимость поиска вариантов выживания не только за счет увеличения тарифов.

Анатолий СЕМЕНОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1