СМИ об РЖД

Правовая основа реформы отрасли получила поддержку в Правительстве

В этот пакет документов вошли проекты законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Транспортный устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О естественных монополиях".
     Если вспомнить, точка отсчета реформ зафиксирована ровно пять лет назад - 28 апреля 1997 года, когда появился указ Президента РФ об основных направлениях структурной реформы в сферах естественных монополий. Спустя год, в мае 1998-го, Правительство утвердило концепцию структурной реформы, где впервые были сформулированы ее условия при сохранении управляемости перевозками, обеспечения бесперебойной работы и безопасности движения.
     Однако глубокий финансово-экономический кризис августа 1998-го внес свои коррективы в намеченные планы реформирования. И прежде всего застопорилось создание законодательной базы для предстоящих преобразований. К тому же обозначились существенные противоречия между МПС и экономическими ведомствами относительно стратегии и тактики проведения реформ. И только 9 ноября 2000 года Правительство утвердило практически полностью переработанный вариант реформирования с образованием акционерной компании РАО "РЖД". Была создана межведомственная рабочая группа для подготовки программы преобразований и создания необходимой законодательной базы.
     Важнейшее значение для правового обеспечения реформ имеет распределение функций между МПС и образуемым РАО "РЖД". В ведение последнего отойдут многие вопросы, которые сегодня централизованно решает МПС. И прежде всего в области экономики и финансов, оперативной эксплуатационной деятельности. Поэтому роль законодательных документов очень и очень велика.
     Сначала планировалось завершить подготовку законодательной базы к концу прошлого года. Но в результате совместной работы с Минэкономразвития, МАП и рядом других ведомств законопроекты "обросли" тысячами поправок. И только после их согласования в марте - апреле нынешнего года документы прошли инспекцию в Главном правовом управлении РФ, экономическом отделе аппарата Президента РФ, Минюсте, а также в правительственной комиссии по реформированию железнодорожного транспорта.
     Помимо этих основных законопроектов, специалистами МПС проанализирована вся нормативная база, регулирующая деятельность железнодорожного транспорта. А это около трех тысяч различных документов, в которые вносятся необходимые изменения или дополнения. К данной работе привлекались ведущие ученые отраслевых научно-исследовательских и учебных заведений. Ведь реформируется не только и не столько штаб отрасли, наиболее важные преобразования произойдут в работе железных дорог.
     Сейчас еще рано говорить, окажется ли реформа на сто процентов удачной. То же самое можно сказать и о законопроектах, которым предстоит, вероятно, тернистый путь через думскую говорильню, В ее коридорах наверняка найдется немало "доброжелателей", которые до сих пор считают, что МПС проводит реформу "под себя". Они пророчат, что итог структурной реформы МПС будет похож на результаты реформирования других естественных монополий. Договариваются даже до того, что рынок, дескать, получит лишь обглоданную кость от собственности железных дорог, за которую и вынуждены будут бороться частные компании.
     Однако, как сказал на состоявшейся 3 апреля расширенной коллегии МПС, посвященной этому вопросу, министр путей сообщения Геннадий Фадеев, в государственной собственности надо оставить то, что необходимо, реформа должна проводиться для общества и без ущерба для государства. "Только такой подход я считаю приемлемым и такого же подхода требую от всего руководящего состава отрасли - от министерства до линейного предприятия. Каждый должен взвесить, все ли он сделал, чтобы реформы шли устойчиво", - подчеркнул он.
     ... На состоявшейся после заседания Правительства пресс-конференции Геннадий Фадеев сообщил, что в минувшую среду он обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать предложения по выводу железнодорожного транспорта в ближайшие восемь лет на новый технический уровень. Это связано прежде всего с сильным износом основных фондов. И добавил, что реформирование отрасли будет способствовать развитию всей отечественной промышленности, в первую очередь даст толчок прогрессу в металлургии, машиностроении и станкостроении.

Николай ДАВЫДОВ

Версия для печати
screenRenderTime=1